Генрих Свазян: Экономически и политически Утик и Арцах были более развиты, чем Алуанское марзпанство
Представляем третью часть исследования, проведенного ведущим научным сотрудником института истории Национальной Академии наук Армении, доктором исторических наук, профессором Генрихом Суреновичом Свазяном. Исследование оформлено как научная статья и содержит полный список использованных в ходе работы источников, который приводится в конце материала (в тексте номер ссылки дается в квадратных скобках).
Часть 3.
В V веке в Закавказье господствовал Сасанидский Иран, времена тирании которого стали тяжелым и кошмарным периодом для местных народов. Князья и все знатное сословие были лишены своих прав, начались религиозные преследования, за которыми последовали требования вероотступничества, из года в год повышались налоги, а при их сборе царили произвол и насилие. Все это вызывало гнев населения, поднимая его на борьбу с персидской деспотией. В 450-451 гг. борьбу с персами развернули армяне во главе с князем Варданом Мамиконяном и, несмотря на то, что восстание армян так и не завершилось достижением независимости, однако воодушевляло покоренные Персией народы стремиться к свободе.
Примеру армян вскоре последовали албанцы. Они, во главе со своим царем Ваче II, воспользовавшись тем, что после смерти Иездегерда II сыновья последнего ожесточенно боролись за обладание короной, развернули антисасанидское движение. Это движение во времена правления арийского царя Пероза (459-484 гг.) приняло характер вооруженной борьбы, которая в течение двух лет (460-461 гг.) постоянно держала в состоянии тревоги иранскую мировую державу. Чтобы сохранить и укрепить свое господство над Великой Арменией, Алуанком и Иберией (Грузией), Сасаниды прибегали к различным методам, один из которых предполагал упразднение царской власти на местах и создание там марзпанской системы администрирования во главе с персидскими марзпанами (правителями).
После подавления в 461 году восстания в Алуанке, они свергли царя Ваче II, упразднили царство и превратили страну в возглавляемое персидским наместником марзпанство. Но Сасаниды не ограничивались лишь этим. Ослабление Армении являлось одной из задач персов [1] и для достижения этой цели они отторгли от нее Арцах и Утик с их, соответственно, двенадцатью и восемью гаварами и ввели их в состав новосозданного Алуанского марзпанства. O том, что эти области были «отняты» (отторжены) у Армении и присоединены к только что сформированной административно-политической единице, свидетельствовал также автор «Ашхарацуйца». Предварительно отметив, что Арцах и Утик являлись 10-ой и 12-ой областями Армении и поименно перечислив их провинции, армянский географ подчеркнул, что названные области «ныне имеет Алуанк и отняв у Армении», а затем выразился еще проще и лаконичней - «ныне в Алуанке» [2].
Продолжая политику, направленную на дальнейшее упрочение своего господства в Закавказье, Сасаниды, в лице Кавада I (488-531 гг.) и его сына Хосрова Ануширвана (531-578 гг.), продолжают свои завоевания по линии западного побережья Каспийского моря и подчиняют себе гавары Хсрван, Шрван, гор страны леков, гелов, таваспаров и другие провинции вплоть до Дербента, параллельно создавая на пути своего следования на север крепостные сооружения. Завоеванные страны Сасаниды вводили в состав Алуанского марзпанства, доведя границу последнего на севере до Дербента.
Получившее завершающий и окончательный облик Алуанское марзпанство включало в себя «Собственно Алуанк», отторгнутые от Армении области Арцах и Утик, а также расположенные на западном побережье Каспийского моря вышеназванные провинции. Сохранив те же границы на западе и востоке, новая политическая единица вследствие территориальных расширений и соединений, распространяется на севере до Дербента, а на юге – до той части реки Аракс, где она соприкасается с Арцахом. Столицей марзпанства стал город Партав (Барда), который с этой целью был перестроен царем Перозом и переименован в Перозкават [3]. Впоследствии этот город становится резиденцией Алуанских марзпанов.
После формирования новой административной единицы, все ее составные части, в том числе Утик и Арцах, получают название наиболее крупной территориальной компоненты - Собственно Алуанка. Соответственно, меняется также содержание термина «Алуанк» и ныне он начинает отражать все единицы, образующие марзпанства, в том числе Утик и Арцах. Таким образом, впервые в своей истории они как составные части одноименного марзпанства, «приобретают» наименование «Алуанк». Однако, следует сразу же добавить, что данные армянские области с армянским населением, получив новое наименование, какой-либо органической связи с Алуанком не имели. Они скорей оставались независимыми и самостоятельными образованиями, нежели областями централизованной административной единицы. Топоним «Алуанк» так и остался для них лишь географическим понятием.
В начале VI века на исторической арене появились хазары, которые вместе с родственными им гуннами и другими северными племенами своими военными походами представляли большую угрозу для Саснидского Ирана и Византийской империи, Чтобы противостоять им и защитить от них свои северные границы, арийские цари провели целый ряд мероприятий, направленных на защиту своих завоеваний, одним из которых являлось возведение укреплений, закрывавших проход между Каспийским морем и Кавказскими горами. Первым укреплением, возведенным на этом уязвимом участке, явилось крепостное сооружение Апзут-Кават, которое было построено при царе Кавате. По следам отца по укреплению границ империи прошел сын Кавата - Хосров Ануширван.
В ряду реализованных им строительных работ, особое место занимают дивные Дербентские (Баб-ул-Албаб) крепостные стены. Для реализации этих грандиозных строительных работ, «хосровиды» (так называли их арабы) набирали необходимую им рабочую силу и материальные средства из покоренных ими стран. Вводится в обращение новая система налогообложения. Трудовая повинность становится одним из важнейших налоговых обязательств. В массовом масштабе на работы сгонялись люди, абсолютно разные по национальной принадлежности и образу жизни Соответственно, все более углублялись противоречия в этнически пестрой картине края. Кроме того, для охраны возведенных крепостных сооружений персидские цари создавали здесь же военные городки (гарнизоны), поселяя в них воинов с их семьями.
По свидетельству источников, в этом вопросе предпочтение отдавалось войсковым соединениям, набранным из сийясиджитов (сюникцев). Чтобы обеспечить наличие необходимых средств, Хосров Ануширван избирал среди князей и предводителей племен доверенных себе лиц, которых наделял, в частности, шахскими титулами, территориями и разнообразными привилегиями, в то же время, поручая им (без какого-либо вмешательства в их дела) обеспечивать собственными средствами безопасность вверенных им владений и всячески способствовать проводимым здесь строительным работам.
«Выбрал Аниширван царей и назначил их, предоставив каждому из них шахство над отдельной областью. Из них были Хакан Горы, т. е. владетель Серара (Трона) с титулом Вахрар заншах, царь Финана, он же Филаншах и Табасараншах, и царь ап-Лакзов, с титулом Джурджаншах и царь Маската, царство которого теперь не существует, и царь Лирана с титулом Лираншах, и царь Ширвана, именующийся Ширваншахом” [4]. Но подобная политика Хосрова I приводила к тому, что Алуанское марзпанство постепенно и неизбежно дробилось на отдельные мелкие административные единицы, возглавляемые своими князьями и племенными вождями. Со временем они, будучи самовластными, начинали выступать в качестве самостоятельных вождей или князей тех или иных племен.
На территории марзпанства Алуанк возникают новые административные единицы, носящие названия Табарсаран, Ширван, Гилян, Лакз и прочие наименования. В таких условиях далее стало излишним использование общего названия «Алуанк» как для собственных территорий, так и для всего Алуанского марзпанства. Однако, топоним, став сам по себе излишним, не исчез. Приобретя новый смысл и содержание, он закрепляется за армянскими областями Утик и Арцах, которые носили это название со времен образования марзпанства как его составные части. И это не случайно. Экономически и политически Утик и Арцах были более развиты и организованы, имели состоящее из армян этнически однородное население, развитую культуру, созданные на основе армянского алфавита письменность и литературу, которые просто исключали возможность осуществления тех политических, административных и этнических преобразований, которые имели место на находящихся к северу от реки Кура территориях Алуанского марзпанства. Южная граница этой новонареченной страны Алуанк ограничивалась на севере рекой Кура, на севере-западе – крепостью Хнаракерт, на юго-востоке – рекой Аракс, а на западе – Арцахским, Севанским и Мургузским (Миапорским) хребтами. Те же границы указывал Мовсес Хоренаци: «(Царь Армении Валаршак - Г. С.) утверждает наместничество ... вдоль большой реки по названию Кур... от реки Ерасх до крепости называемой Хнаракерт”[5].
Нетрудно заметить, что «Алуанк» Мовсеса Хоренаци включал в себя заселенные армянами окраинные армянские области Утик и Арцах, и отчетливо разнился от известного античным авторам Собственно Алуанка, где обретались 26 разноименных племен и для которого южной границей являлась река Кура. И вот со времен М. Хоренаци топоним «Алуанк» в сочинениях армянских летописцев использовался, преимущественно, в последнем значении и, получив новое содержание, подразумевал объединенную территорию древних армянских областей Утик и Арцах. Исходя из этой аксиоматической действительности, в армянской историографии было введено понятие «Армянский Алуанк» [6], который был принят исследователями и используется по сей день. Впоследствии на основе новых исследований, та же самая территория называлась «Алуанским hАйком (Арменией)» [7]. В дальнейшем эти термины стали сложным понятием: «Восточный край Армении», «Северо-Восточный край», «Восточный край», «Глубинный мир Армении» или «Глубинная Армения», применяемыми в отношении единой территории Арцаха и Утика.
Хотелось бы также добавить, что территорию, охватывающую интересующие нас области, арабские источники называли «Аран»։
Получив новое название, Утик и Арцах, тем не менее, оставались армянскими областями, активно участвуя в хозяйственной, политической и культурной жизни Армении.
Список литературы:
1. С целью ослабления Армении Сасаниды отделяют от нее также Пайтакаран и Гугарк, присоединили, соответственно, к Атропатене и Иберии (Ашхарацуйц, с. 33).
2. Ашхарацуйц, с. 33 (на арм. яз.).
3. Каланкатуаци с. 42.
4. Баладзори, Книга завоевания стран, пер. П. К. Жузе, Баку, 1927, с. 7.
5. Хоренаци, с. 63-64.
6. «История Армении с начала мироздания до года Господня 1784» сочиненное архимандритом Микаелом Чамчянцем, т. 3, Ереван, 1984, с. 131 (на арм. яз.).
7. Ст. Канаянц. Неизвестные гавары древней Армении, Вагаршапат, 1914, с. 146-147.
Предыдущие материалы: