Вазген Манукян: Проблему образования надо решать так, как выгодно нашему государству
Для Армении система образования важна настолько же, насколько армия, а в определенных случаях даже важнее, заявил сегодня на пресс-конференции глава Общественного совета, председатель Национально-демократического Союза Вазген Манукян.
“То, что полезно или нет для нашей системы образования, имеет идентичное влияние на государственные интересы», - сказал он.
По его мнению, мы пытались сделать шаг вперед в системе образования, однако создание иноязычных школ – это шаг к пропасти. “В этой программе есть провинциальное мышление: ты себя считаешь человеком второго сорта, ничего не можешь добиться на своем языке и пытаешься сделать вид, что ты русский или англичанин”, - сказал глава ОС.
Он заметил, что всегда, когда армяне не имели государственности, интеллигенцию и общество, связывали две идеи – независимое государство и национальная школа, а противник всегда, в первую очередь, пытался нанести удар по национальной школе. “Борьба за школу – это борьба за сохранение идентичности и независимости. Вообще, государства с большой осторожностью привносят в страну школы извне. Любое государство пытается воздействовать на другое государство с применением политических, экономических, социальных рычагов, но самое большое влияние – это образование и воспитание детей. А у нас говорят: мы не можем повысить образовательный уровень, внесем школы извне. Это было бы смешно, если бы результаты этого были бы не столь плачевны”, - сказал он.
По его словам, базовое образование должно быть на родном языке, а дополнительные предметы могут преподаваться на иностранных языках. В. Манукян заметил, что перед тем, как ставить какой-нибудь “эксперимент”, надо исследовать “эксперименты”, поставленные ранее, и мировой опыт.
Глава ОС привел несколько примеров. Несмотря на то, что в советские годы только Армении и Грузии удалось сохранить для родного языка статус государственного (в советских республиках государственным языком был русский), в Армении 25% школ были русскими. “Какие недостатки были у русских школ?” - задался вопросом В.Манукян и ответил, что 90% выпускников русских школ не имели глубоких познаний в истории своей страны, имели проблемы с армянским правописанием, корнями глубоко не были связаны с армянством. Кроме этого, была также раздвоенность и в обществе, поскольку в русские школы, в основном, ходили дети властной верхушки, и в самом человеке, в котором “как бы было два человека”. “Я это ощутил сам на себе, поскольку я окончил русскую школу”, - сказал В. Манукян.
Он привел примеры из других стран: есть платные школы, где базовые предметы преподаются на родном языке, а второстепенные – на других.
Все аргументы, которые приводят сторонники этой инициативы, В. Манукян считает необоснованными. “Какие доводы они приводят? Говорят, в условиях глобализации надо знать языки, а у нас нет квалифицированных кадров, которые владеют иностранными языками. Но ведь, как минимум, сотни детей заканчивают в Армении армянские школы и вузы и потом продолжают свое обучение в вузах других стран. А когда возвращаются в Армению, не находят здесь работу. То есть, со специалистами у нас проблем нет”, - заметил он.
Что касается вопроса о государственном финансировании этих школ, В. Манукян категорично заявил, что из госбюджета средства могут быть выделены только национальным школам и школам национальных меньшинств.
В. Манукян призвал правительство и Республиканскую партию, как имеющую большинство в парламенте, отозвать проект поправок к закону “О языке”, которым и предусматривается создание школ с обучением на иностранных языках.
Он сообщил, что Общественный совет уже принял соответствующее решение и направил его президенту, отметив, что эти подходы не отвечают национальным и государственным интересам Армении, и имеющиеся недостатки в системе образования следует устранять другими методами.
Отвечая на вопрос, считает ли он возможным, что создание этих школ навязывается нам извне, В. Манукян заметил, что в любом вопросе на нас есть давления, мы тоже оказываем давление на других. “Это не объяснение вопроса. Есть проблема, и ее надо решать так, как выгодно нашему государству”, - сказал он.