Саро Еремян: Я был рядом с Монте Мелконяном в момент его гибели
Эксклюзивное интервью Panorama.am с боевым соратником и другом Монте Мелконяна, бывшим заместителем командира Мартунийского оборонительного района, подполковником Вооруженных Сил Арцаха Саро Еремяном.
- Господин Еремян, расскажите, пожалуйста, когда Монте Мелконян приехал в Арцах, в Мартунинский район, когда он стал командиром Мартунийского оборонительного района? А также, когда и при каких обстоятельствах Вы с ним познакомились?
- Монте приехал в Мартунийский район 7-го февраля 1991-го года. В это время я был командиром оборонительного отряда возле села Каджаван (Амиранлар). На нашем оборонительном участке мы и познакомились, и именно тогда была положена основа искренней дружбы и преданности друг другу и Родине. Позже, 19-го марта 1992-го года Монте был назначен командиром Мартунийского оборонительного района.
- Расскажите о боевых действиях, которыми командовал Монте Мелконян (Аво).
- Всеми боевыми действиями, организованными в Мартунийском районе руководил Аво (так Монте называли близкие). Отмечу названия нескольких азербайджанских военных опорных пунктов, разработка и реализация планов по ликвидации которых была отличной: Амиралар, Курапаткино, Муганлу, Новрузлу, Верхний и Нижний Вейсаллу, Каджар, взятие высоты «Пушкен Ял» у Мартакерта. Блистательным примером военного искусства являлось командование Монте мартунийскими подразделениями, участвующими в освобождении Карвачара.
- Как вы прокомментируете информацию, распространяемую азербайджанскими СМИ о якобы захвате города Мартуни дважды - 12-го и 16-го января 1992-го года?
- Вооруженный до зубов противник 12-го и 16-го января 1992-го года предпринял попытку широкомасштабного наступления по всей линии фронта на Мартунийском направлении. Я был тогда начальником штаба и опровергаю данную дезинформацию, поскольку азербайджанцы, неся большие людские потери, бросали оружие и технику и попросту бежали с поля боя. Добавлю, что тогда российские СМИ допустили оплошность и объявили о том, что Мартуни взят азербайджанскими войсками, однако те же СМИ на следующий день извинились за распространение неверной информации и дали опровержение. Видимо сейчас, по прошествии лет, азербайджанцы надеются опять переписать историю. Не думаю, что это им удасться, ведь свидетелей произошедешего много и в самом Азербайджане.
- В каких боевых операциях участвовали подразделения Мартунийского оборонительного района?
- Подразделения Мартунийского оборонительного района кроме самого Мартуни участвовали также в освобождении и обороне Мартакерта, Карвачара, Физули, Горадиза, Зангелана, Минджевана, Джебраила, Губатлу и Гадрута.
- В последнее время азербайджанские СМИ распространяют дезинформацию о том, что Монте Мелконян погиб не в селе Марзиллу, а в Муганлу. Расскажите, пожалуйста, где и как погиб Монте Мелконян (Аво).
- 12-го июня 1993-го года были ликвидированы несколько азербайджанских огневых точек в Агдамском районе: Марзиллу, Юсуфджанлу, Новрузлу, однако в направлении Аскерана высоту «Ухтин машк» взять не удавалось. Монте условился с парнями из батальона собраться в селе Марзиллу, чтобы мы присоединились к войскам. Когда мы вошли в село, между домами стояла азербайджанская БМП, на которой сидели несколько азербайджанцев. Честно говоря, их нахождение там было неожиданным, так как линия фронта осталась уже далеко позади. Видимо экипаж просто заблудился, такое часто бывало на войне. Мы сразу же выпрыгнули из машины и открыли стрельбу по противнику. Завязалась перестрелка, осколок от снаряда попал Монте в голову. Смерть была мгновенной. В том бою ранения получили и другие бойцы отряда. Перестрелка длилась час-полтора, пока на подмогу пришли наши парни. Забрав нас и тело Монте, они взяли в плен азербайджанского солдата лет 20-ти, которого впоследствии обменяли, а азербайджанцы дали ему звание героя. А Монте погиб в Марзиллу и это всем известно. На месте его гибели установлен памятник, и туда каждый год в день его смерти, да и просто без повода, приходят его соратники и просто мартунинцы и возлагают цветы. Это уже давняя традиция.
- Вы видели в азербайджанских СМИ фотографии, на которых представлены якобы вещи Аво, попавшие в руки азербайджанцев в результате боев, а также утверждения о том, что Аво был обезглавлен азербайджанцами, и на его похоронах вместо головы был муляж?
- Насчет вещей - обыкновенная фальшивка. Это не его вещи. Как видно, азербайджанцы как боялись, так и продолжают бояться Аво. Даже погибшего. Что касается утверждений о том, что азербайджанцы якобы его обезглавили, могу сказать, что подобного не было, поскольку мы оберегали Монте, погибшего во время боя в Марзиллу, но оставшегося навеки с нами. Смертельное ранение он получил в голову, осколок снаряда БМП-2 рикошетом повредил его череп, но лицо осталось неповрежденным. Заднюю часть головы и левую часть лба перевязали уже врачи в Мартуни.
- Говорят, что люди в Мартуни так любили и уважали Монте, что даже клялись его именем. Это правда? Какие были у Монте отношения с мартунийцами и солдатами?
- Это правда. Мартунийцы называли своих сыновей Монте или Аво. Если Аво несколько часов не было в Мартуни, люди сразу об этом узнавали и ждали с надеждой. Его приход был праздником. Мартунийцам казалось, что Аво непобедим и неуязвим. Он отдавал последнее солдатам, всем было известно о его аскетическом образе жизни. Аво ел мало, и все время находился на позициях, даже свою пайку сахара он отдавал бойцам. Единственным его богатством был автомат, с которым он не расставался ни днем, ни ночью. Его честности безгранично верили. Солдаты его любили и уважали, и это было взаимно.
- Как вы оцениваете самооборону Мартунийского района в ходе всей войны? Что можно было организовать качественнее?
- Оцениваю очень высоко, поскольку, мы начинали с отрядов самообороны и добились идеологической, политической и территориальной победы. Подразделения Мартунийского оборонительного района не уступили противнику ни одного населенного пункта, наоборот освобождали земли и расширили территорию района, подавляя огневые точки азербайджанской армии. О Мартунийское направление обломали зубы не только сами азербайджанцы, но и афганские моджахеды, и другие наемники, воевавшие на стороне Азербайджана. Это также общеизвестный факт. Наши подразделения готовы были идти дальше с тем же боевым духом, однако, это зависело не от нас – с подписанием соглашения о перемирии немного поспешили. Если же начнется новая война, что крайне нежелательно, пусть азербайджанцы «не беспокоятся», мы еще больше расширим территорию нашего района, поскольку территорий, подлежащих освобождению, осталось еще много, и прежде всего, это наши земли, которые остались по ту сторону и превращены в опорные пункты для агрессии против Арцаха.