Алиева «сдадут», как сдали Мубарака и Каддафи. Режиму «каспийского султаната» не помогут нефть и газ
Когда народы демонстрируют решимость освободиться от диктаторских режимов, никакие “прошлые заслуги” перед ведущими мировыми игроками не в состоянии спасти прогнившие режимы.
Примеры Египта и Туниса свидетельствуют об этом со всей очевидностью. И это несмотря на то, что тот же режим Хосни Мубарака считался (да и был!) самым надежным, самым последовательным союзником Запада на Ближнем Востоке. Но “нашим сукиным сыном” без раздумий пожертвовали, когда стало ясно, что египтяне ни за что не согласятся с продолжением его правления. Не помогла даже позиция Израиля, где не без оснований считают, что теперь позиции еврейского государства в регионе оказались весьма уязвимы. Получается, пожертвовали не только Мубараком, а де-факто отказались от политики, которую сами же десятилетиями проводили в этом регионе мира. Итак, американцы легко “сдали” египетского “фараона”, и с такой же легкостью Москва сдала своего давнего приятеля, “ливийского бедуина”. Конечно, Каддафи все еще сопротивляется, причем не без успеха, но ясно, что ему не усидеть — спасать его Кремль отказался.
Когда, воздержавшись при голосовании в Совбезе ООН, фактически санкционировал военную операцию коалиционных сил против Триполи. В этой связи уверенность официального Баку в том, что заинтересованность держав в азербайджанских энергоносителях и транзитном положении Азербайджана гарантируют сохранение стабильности в “каспийском султанате”, выглядит необоснованной. Ильхама Алиева запросто сдадут все региональные и внерегиональные игроки, как только сочтут это выгодным для себя. И создается впечатление, что дестабилизации в Азербайджане ждать осталось недолго.
Причем дело не только в том, что в стране нарастают протестные настроения, учащаются различные акции, митинги и демонстрации,за которыми, со всей очевидностью, стоят силы, близкие к достаточно радикальным исламистским кругам — совсем как на Ближнем Востоке. Позиция, занятая президентом Ильхамом Алиевым, почти точь-в-точь совпадает с позицией полковника Муаммара Каддафи. Воинственный полковник, ощутив опасность своему трону, как известно, пообещал уничтожать “любое гражданское или военное транспортное средство” в Средиземном море. Кроме того, он прямо припугнул союзом с “Аль-Каидой” и “войной между мусульманами и христианами”. Угрозы, однако, произвели эффект, обратный ожидаемому — военная операция началась с невиданными в таких случаях оперативностью и размахом. Тем более удивительно, что в это же время аналогичные заявления — относительно атак на гражданские армянские самолеты — зазвучали и с Апшерона. Реакция армянской стороны известна, не станем на ней останавливаться. Но даже на взгляд некоторых азербайджанских экспертов такого рода заявления были “безответственными”. Безусловно.
Проблема, однако, в том, что алиевский режим настолько привык к безнаказанности, к тому, что может в своей стране творить все, что угодно, что позабыл о какой-либо ответственности вообще. В том числе и на международной арене. Есть масса примеров, когда президент Алиев, подписывая те или иные декларации (под которыми, заметим, стоит также подпись не только армянского, но и российского руководителя) сразу же после этого делает нечто, прямо противоположное взятым обязательствам. Перечисление таких случаев заняло бы слишком много места, они стали системой для азербайджанской стороны. И создается ощущение, что такие повадки уже всерьез надоели международному сообществу, которое Баку регулярно призывает “наказать армян”. Поэтому не исключено, что накажут как раз самих азербайджанцев. А конкретнее — правящий в Баку режим, полностью потерявший всякое представление о реальности, об элементарных правилах международного общежития. Кстати, завтра в Баку оппозиция планирует организовать очередную массовую акцию протеста. Власти, разумеется, предпринимают контрмеры. В частности, полиция забила досками окна в Бакинском университете, чтобы студенты не смогли вывесить антиправительственные лозунги. Думается, власти, которые прибегают к таким примитивным мерам “самообороны”, обречены. И их крах — лишь вопрос времени, причем, думается, не слишком далекого.
«Новое время»