«Ты кто такой, давай до свиданья», арест Г. Мамедова и репрессии бакинского режима. Интервью с В. Восканяном
На актуальную тему ареста в Азербайджане талышского общественного деятеля Гилала Мамедова и о связанных с этим развитиях корреспондент Panorama.am провел беседу с доцентом кафедры иранистики Ереванского государственного университета Варданом Восканяном.
- Как Вы думаете, почему азербайджанские власти арестовали талышского общественного деятеля Гилала Мамедова? Неужели он представляет такую серьезную угрозу для них?
- Вообще-то азербайджанские силовые структуры его сначала фактически похитили, и лишь потом пошла информация о том, что одним из бакинских судов в его отношении избрана мера пресечения в виде 3-месячного ареста по совершенно нелепому обвинению в хранении наркотиков. Действия репрессивной машины бакинского режима по отношению к коренным народам Азербайджанской Республики не поддаются здравой логике, так что невозможно точно сказать, почему ее жертвой на сей раз стал именно Г. Мамедов, хотя есть и более радикально настроенные талышские политические активисты. Скорее всего, это связано с его активным участием в деле популяризации талышской шуточной песни в жанре мейхана – «Ты кто такой, давай до свиданья».
- Не кажется ли Вам странным, что можно арестовать и судить человека из-за популяризации какой-то песни?
- Его официально обвиняют в хранении наркотиков, но реальная подоплека дела, вероятнее всего, связана именно с указанной песней. По словам адвоката Г. Мамедова, он в своем недавнем интервью российскому телеканалу НТВ имел неосторожность сравнивать успех этой талышской песни с проведением песенного конкурса «Евровидение» в Баку. В том, что Г. Мамедова могли арестовать именно из-за такого высказывания, ничего удивительного в случае с Азербайджанской Республикой нет. Например, его предшественнику на посту главного редактора газеты «Толыши садо» – известному талышскому ученому Новрузали Мамедову – несколько лет назад на бакинском суде официально было предъявлено обвинение в пропаганде его родного талышского языка. Кстати, и Г. Мамедов, и покойный Н. Мамедов в среде талышской интеллигенции Азербайджана считались людьми с умеренными взглядами и подходами по отношению к путям решения талышской проблемы в АР. На мой взгляд, развязывание репрессий по отношению именно к активистам с умеренными взглядами со стороны режима, судя по всему, направлено на превентивное «устрашение» более радикально настроенной части талышской интеллигенции.
- Каково нынешнее состояние талышского движения в АР, какие Вам видятся перспективы для решения талышского вопроса в этой стране?
- Талышское движение или борьба талышей за сохранение своей национальной культуры и уникальной идентичности в АР сейчас развертывается как в самом Азербайджане, так и в талышенаселенных районах Ирана, а также в талышских диаспорах разных стран СНГ и Европы. Фактически есть несколько талышских центров, координирующих это движение, и они добились довольно ощутимых, хотя и недостаточных успехов. Самое важное достижение талышского движения в целом – это то, что талышский вопрос, хотя пока официально умалчиваемый основными центрами мировой политики, все равно уже стал неотъемлемой частью повестки дня политически неразрешенных проблем Южного Кавказа. Если не сегодня, то в обозримом будущем умалчивать и обойти стороной эту проблему уже не удастся. Единственным долгосрочным решением талышского вопроса и вообще целого ряда насущных проблем, связанных с коренными народами в Азербайджанской Республике, на мой взгляд, может быть реорганизация этого государства в виде конфедерации нескольких равноправных республик.