«EUobserver»: Совет Европы должен положить конец икорному фарсу и указать Азербайджану на дверь
Последние данные о том, что Азербайджан проводит политику раздачи икры («икорная дипломатия») парламентариям и чиновникам Совета Европы, не удивительны для тех, кто следит за отношениями Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и каспийского нефтегосударства. Об этом пишет в статье для «EUobserver.com» старший аналитик по вопросам политики ЕС брюссельского фонда «Открытое общество» Жаклин Хейл.
На фоне растущих фактов ухудшения ситуации с правами человека в Азербайджане и укрепляющегося авторитаризма, многие продолжают говорить в пользу правящего в Баку режима. Недавнее голосование ПАСЕ по вопросу определения «политических заключенных» висело на волоске после интенсивного лоббинга азербайджанского правительства, пытающегося избавиться от этой проблемы с помощью своих соратников в Ассамблее.
«Это печальная история, если учесть, что Совет Европы, работа которого основана на Европейской конвенции по правам человека, играет особую роль гаранта европейских стандартов в этой области», – пишет эксперт.
По ее словам, представители Евросоюза, которые провели диалог по правам человека с Азербайджаном на прошлой неделе, в частном порядке признаются, что в Брюсселе также «в меню была икра». Хотя и не было конкретных доказательств взяточничества, отношения Азербайджана с членами Европейского парламента довольно теплые.
Крупнейшая политическая группа в Европарламенте, Европейская народная партия, провела в феврале конференцию, которую посетил глава МИД Азербайджана. На этой конференции некоторые ведущие члены партии превозносили достоинства политических реформ в Азербайджане и заявляли, что Азербайджан «ясно показывает свое намерение строить демократию». По сравнению с другими соседями, ЕС проявляет исключительное отношение к Азербайджану.
Согласно статье, Верховный представитель Европейского союза по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон недавно сделала два сильно контрастирующих заявления относительно Беларуси и Азербайджана. Хотя обе страны располагаются рядом в различных индексах демократии и осуществляемых репрессий, Беларусь осуждают, в то время как Азербайджан хвалят.
«Поздравительное заявление Эштон по Азербайджану подтверждает аргумент о том, что Европейский союз принимает различные позиции по отношению к своим соседям в зависимости от наличия или отсутствия у них энергоресурсов. Эштон поприветствовала освобождение 9 политических заключенных по амнистии, однако забыла отметить, что еще 60 все еще остаются за решеткой», – пишет Хейл.
Она отмечает, что после Евровидения в Баку в мае текущего года давление на активистов Азербайджане усилилось, аресты продолжились. В частности она напоминает об аресте блоггера Заура Гурбанлы по обвинению в хранении наркотиков.
«Высокопоставленные должностные лица держат под прицелом активистов демократии и независимые СМИ, пытаясь вызвать общественную ненависть к ним. Активисты, вовлеченные в недавнюю кампанию „Пой ради демократии” заявляют об арестах своих коллег по политическим мотивам, в том числе фотожурналистам Мехмана Гусейнова, которого взяли под прицел, чтобы предупредить остальных. Два журналиста – Аваз Зейналлы и Хилал Мамедов – были приговорены к лишению свободы на основе фиктивных обвинений, пополнив ряды арестованных журналистов до 9, согласно данным бакинского Института прав медиа», – говорится в статье.
Автор отмечает, что репрессии также активизировались в регионах Азербайджана, вдали от международного внимания, а состоявшийся недавно в Баку Форум по управлению Интернетом предоставил еще одну возможность для арестов и запугивания.
«При интенсивных дипломатических усилиях, предпринимаемых ЕС для обеспечения безопасности Южного энергетического коридора, Баку, имеющий большое влияние в этой инициативе, представляет собой политический вызов для чиновников и парламентариев ЕС, что обострилось в свете экономического кризиса и стратегического интереса Европы в энергетической диверсификации. Комиссары едут в Баку, чтобы похвалить или ругать, в зависимости от обстоятельств. Это часто и ошибочно характеризуется как дилемма между ценностями и интересами», – отмечает эксперт.
По ее мнению, Арабская весна показала, что когда дело касается отношений ЕС с соседями, ценности и интересы тесно сплетены, а не исключают друг друга. «Азербайджан может быть на коне в свете недавно обнаруженных запасов газа на Шах-Денизе и других месторождениях, которые, скорее всего, заполнят дефицит доходов от углеводородов из-за снижения добычи нефти. Но как бы ЕС ни зависел от импорта газа и энергоресурсов, Азербайджан, 90% доходов и 47% ВВП которого зависит от углеводородов, также нуждается в легитимности», – отмечает автор.
По ее словам, попытки Азербайджана примкнуть к таким международных структурам как Совбез ООН, или неудачные попытки провести Олимпиаду 2020 года и попытка обеспечить себе (с помощью взятки) золотую медаль по боксу на лондонских Олимпийских играх указывают на стремление Азербайджана обеспечить внешний вид или соответствовать каким-то стандартам во что бы то ни стало.
Автор подчеркивает, что и в Брюсселе, и Страсбурге необходима более гласная реакция на нарушения и отказ от снисходительного отношения к авторитаризму в Азербайджане. По ее мнению, ЕС должен дать понять Азербайджану, что ожидает улучшения ситуации с основополагающими правами и борьбы с коррупцией за более тесные экономические связи с 400-миллионным рынком и прямые инвестиции.
Хейл отмечает, что ЕС должен указывать на проблемы прав человека в Азербайджане, как это сделала комиссар Нели Кроэс во время своей критической речи на Форуме по управлению Интернетом в Баку.
«Что касается Совета Европы, ключевого института континента по правам человека, то он должен положить конец икорному фарсу и указать Азербайджану на дверь», – заключила автор.
Предыдущие материалы:
СМИ: «Икорно-нефтяная» лоббистская дипломатия Азербайджана потерпела крах
«Черная магия» Алиева не удалась: Приняв резолюцию по политзаключенным, ПАСЕ спасла свою репутацию
Т. Ягланд: Подкуп европейских депутатов азербайджанской черной икрой грозит независимости ПАСЕ