Политика Ирана по карабахскому урегулированию в ОИС не дает ряду исламских государств попадаться на удочку Азербайджана
В эти дни исполняется 21 год с момента установления дипломатических отношений между Арменией и ИРИ и 34-я годовщина победы Исламской революции в Иране. Корреспондент Panorama.am провел беседу с востоковедом, специалистом по Ирану Арменом Исраеляном об армяно-иранских отношениях, позиции Ирана в урегулировании карабахского конфликта и другие темы.
- Как Вы оцениваете нынешний уровень армяно-иранских отношений?
- В 2012г. мы отметили 20-летие установления дипломатических отношений между Арменией и Ираном. За эти годы две страны успешно сотрудничали в сфере энергетики, транспорта, сельского хозяйства, туризма, культуры, науки и др.
Периодически осуществляются взаимные визиты на уровне высокопоставленных должностных лиц. На мой взгляд, двусторонние политические отношения развиваются в атмосфере взаимного доверия, в политической повестке нет какого-либо спорного вопроса, который мог бы препятствовать развитию политических отношений. Иран и Армения эффективно сотрудничают также в международных организациях.
- На каком уровне находятся экономические отношения?
- В настоящее время товарооборот между Ираном и Арменией составляет порядка 350 млн. долларов: ответственные должностные лица двух стран намерены довести его до 1 млрд. долларов. Самый важный проект, реализованный между двумя странами со времен провозглашения Арменией независимости, – это, пожалуй, строительство газопровода Иран-Армения. Армения импортирует из Ирана газ, вместо этого экспортирует в Иран электроэнергию. Эксплуатация третьей ЛЭП позволит увеличить объемы экспорта электроэнергии.
В прошлом году состоялась церемонии закладки фундамента Мегринской ГЭС. Сегодня в повестке правительств двух стран находятся проекты строительства железной дороги Армения-Иран, транспортного коридора Север-Юг, нефтепровода.
- Какова позиция Ирана в урегулировании карабахского конфликта?
- Иран, будучи влиятельным членом Организации исламского сотрудничества (ОИС), проводит в вопросе карабахского урегулирования взвешенную политику, что создает для ряда исламских государств прецедент, чтобы не поддаваться провокациям Азербайджана по приданию карабахскому конфликту религиозного оттенка и сохранять нейтральную позицию в этом вопросе.
Следует отметить, что хотя и Иран на уровне президента, главы МИД заявил, что карабахский конфликт должен быть решен путем переговоров, на основе международных принципов, тем не менее, новоназначенный посол Ирана в Азербайджане время от времени выступает с заявлениями, противоречащими официальной позиции Тегерана, что квалифицируется посольством Ирана в Армении как «личная» позиция.
Иран считает, что Минская группа ОБСЕ действует неэффективно и в этом смысле официальный Тегеран предлагает сторонам конфликта свое посредничество.
- В какой ситуации сейчас находятся иранские армяне?
- В укреплении и развитии отношений между Ираном и Арменией чрезвычайно большую роль играет армянская община Ирана. Согласно Конституции ИРИ, армянская община считается религиозным меньшинством и представлена также в Меджлисе Ирана двумя депутатами. Правительство Ирана выделяет средства на сохранение и восстановление армянских церквей, исторических памятников и образовательных учреждений.
Армянская Апостольская церковь представлена в Иране тремя епархиями – Атрпатаканской, Тегеранской и Исфаханской. В Иране есть более двухсот армянских храмов, из которых церковь Каракилиса уже включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В будущем предусматривается также включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО действующей в Исфахане армянской церкви Всеспасителя (Ванк).
После произошедшей в 1978-79гг. в Иране исламской революции, хотя и по Конституции армянской общине предоставлены исключительные права и возможности, однако, к сожалению, число иранских армян в последние годы по объективным и субъективным причинам уменьшается.