«The Independent»: Оскароносный режиссер Рустам Ибрагимбеков будет бороться против Ильхама Алиева на предстоящих выборах
В течение своей режиссерской карьеры 74-летний обладатель Оскара Рустам Ибрагимбеков не нуждался в телохранителях. Однако его друзья сейчас обеспокоены его безопасностью. Ибрагимбеков был избран единым кандидатом от оппозиции, чтобы бороться на предстоящих президентских выборах против Ильхама Алиева – жесткого лидера Азербайджана. Об этом пишет британское издание «The Independent».
Автор статьи отмечает, что И. Алиев, который пришел к власти в 2003 году, когда умер его отец, Гейдар Алиев, внес свои изменения в конституцию, в результате чего ему позволяется баллотироваться на третий срок на президентских выборах этой осенью. Он использовал огромные денежные средства нефтяной промышленности страны, чтобы модернизировать столицу Баку и превратить ее в сверкающий, неоновый Дубай на Каспии.
Принимая во внимание огромные запасы нефти страны, правительства западных стран, по мнению автора, смотрят сквозь пальцы на коррупцию среди азербайджанской элиты. В результате жесткого контроля над медиа, проявления недовольства в стране до недавнего времени ограничивались только небольшим сегментом протестного движения молодежи в Интернете. Критикующие власть оказываются взаперти, часто, по ложным обвинениям в “хулиганстве”.
Согласно статье, сам Ибрагимбеков заявляет, что когда власть перешла к Ильхаму Алиеву, режиссер и другие деятели культуры были счастливы, что “молодой, прогрессивный политик” будет править Азербайджаном. По его словам, в первые годы его правления, все было “более или менее нормально”, но к 2007 году стало ясно, что правление Алиева все больше становилось авторитарным. “К этому времени мы думали, что правительство движется в неверном направлении, и заметили, что дела с растущей коррупцией становились все хуже”,- сказал режиссер. Он и другие общественные деятели организовали Форум интеллигенции, который провел встречу в Баку с надеждой на то, что сможет повлиять на деятельность И. Алиева и окружавших его людей, однако попытка осталась без результата.
Некоторые считают Ибрагимбекова переходной фигурой, которая может объединить вокруг себя разные группы. “В Азербайджане его знают как человека, который добился огромного успеха в области кинематографии”,- сказал Эмин Милли, блогер и журналист оппозиции, который провел в тюрьме больше года после того, как раскритиковал правительство. “Все знают его и многие уважают. Он получает поддержку тех людей, которые ни в коем случае не поддержали бы старые оппозиционные группы”,- отмечает Милли.
Ибрагимбеков заявляет, что он мог бы стать временным президентом на двухлетний срок, провести честные и открытые парламентские выборы и референдум по поправкам к конституции для того, чтобы создать парламентскую республику. Однако он опасается того, что по приезде на родину его арестуют или даже убьют, поэтому он остается в Москве, пытаясь добиться поддержки со стороны международных институтов.
Автор статьи затрудняется предугадать реакцию Баку на его возвращение, так как в недавнем выступлении И. Алиев назвал оппозицию “антинациональной, коррумпированной и предательской”.
По подсчетам Ребекки Винсент, бывшего американского дипломата, ныне активистки в сфере прав человека, в Азербайджане насчитывается более 80 политзаключенных. Она указывает на такие тревожные события, как изменение в законе о клевете, которое позволяет сажать людей в тюрьму за критичные публикации в Фейсбуке или других социальных сетях.
“Этот режим не так стабилен, как пытается преподнести Алиев или структуры США и Великобритании. Массовые беспорядки, свидетелями которых мы стали в регионах, могут быть маленькой частью того, что ожидается в будущем. Это исторический момент, так как традиционная оппозиция не могла объединиться в течение последних 20 лет”,- сказал Милли.
По словам автора, в то время, как Ибрагимбеков заявляет, что уверен в возможности своей честной победы на выборах и мирной передачи власти, он уклоняется от ответа на вопрос о том, предстанет ли И. Алиев перед судом в случае проигрыша на выборах. “Я не сторонник взаимных обвинений и я точно не хочу кровопролития. Но должен быть какой-то механизм, который вернет украденные деньги”,- сказал Ибрагимбеков.
На вопрос о том, что произойдет в случае, если правительство решит расправиться с оппозицией или явно сфальсифицирует результаты выборов, режиссер отвечает: «Как писал Пушкин, нет ничего хуже, чем беспощадный русский бунт, однако Пушкин никогда не видел азербайджанского восстания».