Эксперт: «Черный список» МИД Азербайджана создает впечатление черновика, а не официального документа
Международная общественная организация «Гражданский союз» направила обращение в МИД Украины с призывом защитить права украинцев внесенных Азербайджаном в список «персон нон грата».
Как сообщили интернет-изданию «Аспекты.net» в пресс-службе организации, в обращении указывается о необходимости принятия мер для защиты демократических прав, свободы слова и свободы перемещения, гарантированных украинским гражданам Конституцией Украины и международными правовыми нормами.
МОО «Гражданский союз», назвав методы Азербайджана по сути средневековыми, призывает журналистов, политиков и общественных деятелей проявить солидарность в деле защиты прав и свобод украинских граждан.
В свою очередь корреспондент газеты «Зеркало недели. Украина» Владимир Кравченко отмечает, что ставшие невъездными в Азербайджан журналисты — украинские, российские, румынские, австрийские, итальянские, голландские и другие — всего лишь выполняли свой профессиональный долг, информируя своих читателей о том, что происходит в непризнанной мировым сообществом республике: «Реальность такова, что сегодня нет иного пути в Нагорный Карабах, кроме как через Армению».
А бывший политический советник спецпредставителя Евросоюза по Южному Кавказу Марк Фосетт побывал в Нагорном Карабахе 16–17 июня 2007 г. по поручению Питера Семнеби. При этом, как особо отмечено в примечании к обнародованному Баку списку, после посещения НКР г-н Фосетт «совершал многочисленные незаконные визиты в Азербайджан, сопровождая П.Семнеби». Абсурдная фраза. Что же мешало Баку ранее указать советнику спецпредставителя на его проступок, а не дожидаться августа 2013-го?».
Кравченко также подчеркивает, что подход азербайджанцев при составлении «черного списка» какой-то избирательный: азербайджанские власти не внесли в него ряд россиян и европейцев, в последние годы не раз бывавших в Нагорном Карабахе.
Автор задается вопросом, с какой стати Баку решил опубликовать этот список, ведь не было даже формального повода для того, чтобы вывесить его на сайт МИД: «Возможно, что дело в назначенных на 9 октября президентских выборах. Азербайджанские власти решили несколько подстраховаться, не допуская «неблагонадежных» иностранцев в страну?».
Кравченко также отмечает, что при чтении «черного списка» трудно отделаться от впечатления, что это какой-то черновик, а не официальный документ: «Он совершенно не структурирован: имена и страны даны не в алфавитном порядке. Авторы документа пишут имена то на английский манер, то на азербайджанский. Страны называют то полностью (например, Российская Федерация), то сокращенно (Россия). Называют дату посещения Нагорного Карабаха, но не указывают, с какого времени и на какой период запрещен въезд в Азербайджан. Некоторые фигуранты списка упомянуты без указания гражданства (речь идет о студентах из Университета Джона Хопкинса). А троим россиянам — Алексею Мартынову, Галине Ратниковой и Владимиру Захарову — «повезло» оказаться в списке дважды! При этом г-н Захаров, представленный как «председатель Лермонтовской комиссии Союза писателей России», проиллюстрирован фотографией, а вот как «сотрудник Центра кавказских исследований Московского государственного института международных отношений» почему-то оказался безликим».