В Армении направили второе открытое письмо с требованиями к МККК, ООН, СЕ и МГ ОБСЕ по вопросу военнопленного А. Инджигуляна
Ввиду того, что азербайджанская сторона упорно не желает придерживаться требований международного гуманитарного права и в очередной раз грубо нарушила существующие нормы, а мировое сообщество не проявляет адекватной реакции к судьбе находящегося в плену в Азербайджане армянского военнослужащего Акопа Инджигуляна, первый омбудсмен Армении, исполнительный директор фонда «Против правового произвола» Лариса Алавердян и руководитель проекта «Обыкновенный геноцид» Марина Григорян вынуждены были инициировать второе открытое письмо с целью привлечь внимание соответствующих организаций к данной проблеме.
Отметим, что первое открытое письмо было опубликовано 17 августа. Авторы послания призывали руководство Международного комитета Красного Креста, а также ереванского и бакинского офисов МККК оказать давление на власти Азербайджана, гарантировать соблюдение прав и обеспечить возвращение находящегося в плену в Азербайджане армянского военнослужащего Акопа Инджигуляна в Армению.
Текст второго письма, также открытого для подписи, приводим ниже.
«Мы, нижеподписавшиеся, глубоко озабочены судьбой армянского военнослужащего Акопа Инджигуляна, который ночью 8 августа заблудился и по ошибке пересек границу между Азербайджаном и Нагорным Карабахом. Тот факт, что рядовой Инджигулян случайно пересек линию соприкосновения, был подтвержден также и секретарем Государственной комиссии по военнопленным, заложникам и пропавшим без вести Азербайджана Шахином Саиловым, который заявил: "Уточнено, что армянин, заблудившись, перешел на подконтрольную азербайджанским ВС территорию”.
Мы шокированы тем обстоятельством, что представители Международного Комитета Красного креста (МККК) получили возможность встретиться с военнопленным только спустя 12 дней, что является нарушением ст. 70 Женевской конвенции от 12 августа 1949г. об обращении с военнопленными.
Спустя несколько дней после пленения азербайджанские интернет-ресурсы разместили видеоинтервью с армянским военнопленным, переодетым в азербайджанскую военную форму. В ходе "интервью" слова Инджигуляна на армянском языке были переведены на азербайджанский язык с явными искажениями и военнопленному были приписаны заявления о "добровольном переходе на азербайджанскую сторону", которых он не делал.
Спустя еще 10 дней в эфире одного из азербайджанских телеканалов и на интернет-сайтах появилось второе "интервью" Акопа Инджигуляна. На сей раз армянский военнопленный послушно произносит фразы, которые приписывались ему в первый раз. Поведение А. Инджигуляна и то, как он говорит, заслуживает медико-психологической экспертизы, которая выявит причину столь резкого изменения тона и содержания сказанного военнопленным во втором интервью. Однако наиболее существенным нарушением духа и буквы международного гуманитарного права является тот факт, что интервью с военнопленным целиком транслируется в эфире под рубрикой “азербайджано-армянский конфликт”.
Более того, в конце передачи ведущий телеинтервью напрямую связывает конкретную проблему военнопленного с политической ситуацией в регионе, конкретно – вопросом Нагорного Карабаха в его азербайджанской интерпретации. Тем самым Азербайджан демонстрирует вопиющее пренебрежение нормами и положениями Женевских конвенций в угоду сиюминутным политико-пропагандистским целям. Содержание интервью носит расистский характер, противоречит требованиям всех международных соглашений и направлено на дискредитацию Армении и армянского народа.
Оба "интервью" с Акопом Инджигуляном и широкое распространение этих видеоматериалов являются грубым нарушением ст. 13(2) Женевской конвенции от 12 августа 1949г. об обращении с военнопленными, которая предусматривает защиту военнопленного не только от всяких актов насилия или запугивания, но и от "любопытства толпы".
Стоит напомнить, что подобные незаконные методы используются Азербайджаном не впервые. 11 сентября 2010г. армянский пастух Манвел Сарибекян был захвачен в заложники азербайджанскими военными, после чего с ним также было проведено "интервью", которое затем было широко распространено в Сети. Отсутствие реакции международного сообщества привело к трагическому исходу: согласно утверждениям азербайджанской стороны, в ночь на 5 октября 2010г. Сарибекян совершил самоубийство в тюремной камере. На переданном армянской стороне теле Сарибекяна экспертиза обнаружила многочисленные следы пыток и насилия.
Сегодня мы видим, что безнаказанность и отсутствие адекватной реакции международного сообщества поощрило Азербайджан на очередные осознанные нарушения гуманитарного права. Мы требуем от Международного Комитета Красного Креста и соответствующих организаций и структур, сохраняющих приверженность общечеловеческим и правозащитным ценностям, призвать Азербайджан к ответственности за систематические грубейшие нарушение норм международного гуманитарного права и потребовать от властей этой страны соблюдения тех международных конвенций, к которым Азербайджан присоединился.
С целью обеспечить соблюдение прав военнопленного, исключить оказание на него давления и унижения его национального и человеческого достоинства мы призываем Международный Комитет Красного Креста, Верховного комиссара Совета Европы по правам человека, Верховного комиссара ООН по правам человека, Верховного комиссара ООН по беженцам, посольства в Азербайджане стран-сопредседателей Минской группы – США, РФ и Франции – совместно с другими заинтересованными организациями добиться встречи с А. Инджигуляном. В то же время, в соответствии со ст. 126 (3) Женевской конвенции от 12 августа 1949г. мы призываем добиваться также допущения к участию в этих посещениях соотечественников армянского пленного.
Мы надеемся, что все заинтересованные организации и страны проявят приверженность нормам международного гуманитарного права и заставят власти Азербайджана соблюдать эти нормы в полном соответствии с требованиями ст. 1 Женевской конвенции от 12 августа 1949г.».
Материалы по теме:
Женевская конвенция об обращении с военнопленными, принятая 2 августа 1949 года
В Армении призывают МККК обеспечить возвращение военнослужащего А. Инджигуляна на родину