Погромы армян в Баку: Траурный флаг из армянского пальто
На азербайджанском сайте Kulis.az в 2012 году были опубликованы воспоминания Санубар Гейдаровой о погромах армян в Баку, однако позже материал был удален и заменен на другой. Тем не менее, копия в кэшах Google была предусмотрительно сохранена армянской стороной. Представляем материал в переводе с азербайджанского языка.
Декабрь 1989 г. Будучи 5-летним ребенком многого не понимала. Что-то видимо случилось с бабулькой, живущей в самом начале коридора, она нам каждый день давала деньги, и мы покупали ей хлеб или она перестала есть. Во всяком случае, ее не было видно, она уже долгое время, как не показывалась. Отец и мать тоже были встревожены.
Соседка, живущая через стену, уехала навсегда. Она всегда выглядела сердитой. В последний раз она появилась в доме ненадолго, собрала кое-что из вещей и ушла все с тем же сердитым выражением лица.
Мы жили на нынешней улице Шамси Бадалбейли, в доме №11, сейчас там сносят дома.
В то время это была улица Димитрова и дом наш был почтенного возраста. Более нигде я не встречала таких красивых узоров и старинных сводов. Настоящее произведение архитектурного искусства. Да и просто историческое достояние. Будучи еще до революции особняком какого-то аристократа, здание уже в советское время было переоборудовано под жилье трудящихся. Двери в смежные комнаты были закрыты, и напротив выход из всех комнат вел в общий коридор. Во всех комнатах, были стенные печи, огромные сооружения, занимающие чуть ли не половину площади. Каждая печь при этом была индивидуальна, как по размерам, так и по орнаменту.
Мы жили в комнате площадью 15 кв. м. Стол, диван и стенная печь словно заполнили всю комнату и едва оставался проход между ними. Мы с братом игрались под столом, а в летнее время в коридоре, ведущем на общую кухню.
Сердитая тетя, жившая по соседству через стену, всегда была одета в черное, волосы у нее тоже были черные-пречерные, а губы в насыщенной красной помаде. Ходила она быстро. Жила одна. Армянкой была. Вынуждена была уехать. Куда, не знаю. Звали ее Лена.
Другая соседка, бабулька –жила в начале коридора. Она тоже была одна. Очень пожилая, тихая женщина. Спина ее была сгорблена. Она тоже была армянкой. Звали ее Тамара.
Не хотела уезжать. Соседи, в том числе и мои родители пытались насильно уговорить ее уезжать, объясняли, что ей грозит опасность. Наконец, кое-как уговорив, купили билет и посадили ее на поезд, идущий в Армению.
Через недели две, едва передвигающаяся на ногах, эта бабуля каким-то чудом вернулась назад. Всю жизнь она прожила в Баку, родственников видимо там не было. Работала она в библиотеке, была настоящей интеллигенткой. Когда заходили к ней в комнату, приходили в ужас, все стены были заставлены книгами. В комнате кроме книг ничего и не было. Мы даже думали, где же она хранит одежду.
На этот раз кто-то из соседей нашел ей место в доме престарелых и вскоре ее увезли туда. Больше я ее не видела.
После ухода нашей соседки, которая жила через стену, мои родители решили захватить ее комнату, хоть и не было на то разрешения, просто они долго стояли в очереди на улучшение, а тут такая возможность. Достаточно было разбить штукатурку, замуровавшую существовавшую когда-то дверь и можно было войти в комнату армянки. Причем делать это было решено этой же ночью, поскольку другие соседи тоже были настроены на захват.
В общем в тот же день начали. Все оказалось гораздо тяжелее чем предполагали. Весь следующий день и ночь отец с матерью рушили стену, и, наконец утром проснувшись мы увидели огромный в 5 метров высоту проход в соседнюю комнату. Для нас детей это была словно дверь в волшебную страну, мы побежали туда и встали как вкопанные. Никогда еще не видели такой большой просторной комнаты, кстати говоря и в будущем не увидели.
Широкая и длинная комната заканчивалась выходом на большой балкон, помимо которого были еще три больших окна, таинственно-величавая печь и инкрустированный узорами потолок. Посреди комнаты стоял большой массивный стол неописуемой красоты.
Мы выглядели словно карликами в жилище «Дива». Все казалось таким огромным, таинственным. Осторожно прошли вглубь…на полу лежали вещи, кое-что из одежды и черное-пречерное пальто. Нам было все интересно.
Отец с утра ушел на работу, но автобусы не работали, улицы были полны русскими солдатами, видели даже несколько танков. Мы не понимали, что происходит.
В ту ночь, когда мы прорвались в комнату армянки, русские прорвались в Баку. Эта была ночь с 19 на 20 января 1990 года. Как я уже говорила, наш дом был рядом с пятиэтажкой. Родители так усердно работали, руша стену, что ничего не слышали, а на следующий день мы нашли на стенах балкона следы пуль. Мама быстро закрыла массивные ставни.
Несмотря на всеобщую тревожность и опасность, на вооруженную технику на улицах, люди держали траур и хоронили шахидов. Улицы были одеты в черно-красное, на асфальте лежали красные гвоздики, а с окон домов висели черные флаги.
И на нашем «новоприобретенном» балконе, мама вывесила черный флаг, она сшила его из черного пальто армянки.
Напомним, что 13-19 января 1990 года в Баку был совершен масштабный погром армянского населения. Только из-за своей национальной принадлежности 200-тысячная местная армянская община подверглась насилию, жестоким погромам и была изгнана из столицы Азербайджана.
Со времен погромов армян в Баку и их насильственного изгнания прошло 24 года. За все это время в Азербайджане цинично искажалась правда о «черном январе» 1991 года. Предпринимается попытка стереть из истории следы геноцидальной политики в отношении коренных жителей Баку – армян.
Сегодня в Азербайджане армян фактически не осталось. Ксенофобия и армяноненавистничество возведены в Азербайджане в ранг государственной политики, которая продолжает оставаться неизменной уже на протяжении века. На глазах у всего мира в Азербайджане уничтожаются христианские памятники и кладбища.
Все это сигнал международному сообществу о том, что на Южном Кавказе никогда не может установиться справедливый и стабильный мир, пока организаторы и совершившие геноцид армян в Азербайджане и Нагорном Карабахе 1988-1992гг. не привлечены к ответственности. Об этом должны знать все те, кто сегодня поддерживает Азербайджан в его стремлениях, связанных с Нагорным Карабахом, пробуждая аппетит его руководителей и поощряя организацию новых геноцидальных действий на Южном Кавказе.