Жертва демократии, или Почему Томаса Мелиа не впустили в Баку
Panorama.am представляет вниманию читателей статью газеты “Голос Армении”.
12 сентября Госдепартамент США выступил с заявлением, в котором достаточно резко раскритиковал внутреннюю ситуацию в Азербайджане накануне назначенных на 9 октября президентских выборов. "Действия азербайджанского правительства вызывают вопросы вокруг атмосферы в преддверии октябрьских президентских выборов" - говорится в заявлении, причиной которого стал отказ на въезд в страну американской наблюдательской миссии во главе с заместителем помощника госсекретаря США Томасом Мелиа. В тот же день, 12 сентября, в Ереване выступил перед журналистами новый сопредседатель Минской группы от США Джеймс Уорлик. Наговорив множество очень правильных фраз о необходимости мирного решения проблемы с целью установления в регионе мира и процветания, Уорлик уклонился от ответа на конкретный вопрос, связанный с армянским военнопленным Акопом Инджигуляном и нарушением его прав в Азербайджане, заявив, что приехал с целью ознакомиться с ситуацией и выслушать позиции сторон.
Почему официальный Баку пошел на демонстративно грубый шаг, без указания причин отказав во въезде Томасу Мелиа, понять нетрудно. Высокопоставленный вашингтонский чиновник не раз публично критиковал власти Азербайджана за нарушение норм демократии, призывая к открытости и улучшению ситуации с правами человека, СМИ и оппозиции. Так, в апреле в интервью сайту contаct.az он заявил, что аресты мирных демонстрантов, закрытие УСМ (Университета свободной мысли) - "очень беспокоящие факторы". А отвечая на вопрос о статусе миссии ОБСЕ в Азербайджане, Мелиа сказал, что США рассчитывают на то, что уровень миссии не будет понижен и будет найдено "разумное решение". "Сотрудничество (США. - М.Г.) с Азербайджаном строится на трех принципах: демократия, энергетика и безопасность. Все эти принципы равны по своей значимости и мы не жертвуем демократией во имя энергетики или безопасности", - заявил зампомощника госсекретаря. Через 3 месяца, выступая на слушаниях в Хельсинкской комиссии в Вашингтоне, Мелиа вновь подчеркнул, что власти Азербайджана должны выполнить свои обещания: пригласить на выборы наблюдателей от БДИПЧ ОБСЕ, освободить арестованных политиков, расследовать нарушения прав человека и способствовать реальному диалогу с гражданским обществом.
Ответом Азербайджана стало снижение статуса миссии ОБСЕ до неслыханно низкого уровня "координатора проектов" и, как следствие, отказ Парламентской ассамблеи этой организации посылать миссию наблюдателей на выборы, а главное - общее усиление репрессий против инакомыслящих. А 8 сентября, когда американский дипломат готовился посетить Баку, власти отказались впускать его, отложив визит на период после выборов. Никакого объяснения, судя по сообщениям прессы, не было предоставлено - в администрации Алиева наверняка посчитали, что и так все и всем ясно - чего уж утруждать себя объяснениями, обойдутся. Учитывая широко известный опыт Азербайджана по наказанию всех осмелившихся идти вразрез с позицией властей, причем в любом вопросе - будь то внутренняя ситуация или внешняя политика - можно предположить, что отныне Томас Мелиа будет негласно считаться в этой стране персоной нон грата.
Заявление Госдепартамента, с учетом обычных стандартов дипломатического языка, действительно носит резкий характер - в нем явно прорывается плохо скрытое раздражение: что называется, довели. Вместе с тем возмущение Вашингтона не совсем понятно - неужто не ожидали, что Баку пойдет на столь резкие шаги, тем более накануне выборов? Но чего еще можно было ожидать от диктатора, который на протяжении многих лет, вначале несколько робко, а затем все больше и больше наглея от безнаказанности, публично, грубо и демонстративно-дерзко нарушает права человека как внутри страны, так и в отношении граждан других стран?
Обратимся только к одной из проблем - недопущения в кичащуюся своей "толерантностью" страну людей по разным причинам - как политическим, так и в силу воинствующей ксенофобии. Мы не станем приводить имена всех, кому было отказано во въезде в Азербайджан и кого депортировали прямо из аэропорта - их слишком много. Упомянем лишь фигурирующих в этом перечне граждан США - например, фотожурналиста агентства Bloomberg Диану Маркосян, которую депортировали из Баку в Стамбул в июне 2011 года только и исключительно из-за армянской фамилии. А в марте 2012 года было отказано в азербайджанской визе другому гражданину Соединенных Штатов армянского происхождения - политологу Ричарду Киракосяну, который был приглашен в Баку на международную конференцию.
Однако в этих случаях Госдеп молчал в тряпочку, не желая портить отношения с Алиевым и "жертвуя демократией" во имя нефти. Во имя нефти Госдеп благополучно замолчал и год назад, после купли-продажи Сафарова, выступив для приличия с парой резких заявлений, а потом напрочь забыв о чудовищном факте передачи и героизации убийцы и продолжив успешно сотрудничать с выкупившим и освободившим преступника президентом. Как молчал и молчит практически во всех бесчисленных случаях нарушения Азербайджаном норм международных конвенций и прав человека. В том числе - по поводу нарушений прав армянского военнопленного Акопа Инджигуляна, несмотря на отправленные в адрес посольств США в Азербайджане и Армении письма. А новый сопредседатель МГ ОБСЕ от США отказывается говорить на эту тему, хотя ситуация вопиюще очевидна.
Понятно, что мандат в данном случае принадлежит в первую очередь Международному Комитету Красного Креста. Однако считающая себя "сторожевым псом" прав человека во всем мире страна, являющаяся к тому же одним из ключевых игроков карабахского процесса, обязана была хотя бы формально отреагировать. Но Джеймс Уорлик, назначенный сопредседателем с миссией содействовать миру в регионе и пытающийся, судя по посланию Б.Обамы, возобновить диалог президентов, об этом говорить не желает. Видимо, полагая, что в условиях яростной антиармянской кампании официального Баку можно говорить о мире. Причем говорить с главой режима, сделавшим армянофобию своей главной фишкой и наградившим убийцу спящего человека квартирой и зарплатой за период отбывания наказания. Тем самым публично и открыто признавшим, что убийство было совершено по заданию властей и лично президента.
А вот сейчас в Вашингтоне не выдержали. Еще бы - отказ впустить высокопоставленного чиновника вполне тянет на оплеуху султаната флагману мировой демократии. Впору бы задуматься - так жертвуют ли США энергетикой во имя демократии или все же наоборот? Оплеухи-то звучали все последние годы, по разным поводам и в разных формах, но флагманы - как в Европе, так и в Америке - предпочитали судорожно сглотнуть обиду, потереть покрасневшую щечку и всего лишь по-дружески пожурить распоясавшегося диктатора, фактически поощряя его на новые "подвиги". Поэтому нечего обижаться за принципиального Томаса Мелиа, тем более что он явно не последний в этом списке. Даже несмотря на минутный срыв Госдепа, которому не привыкать сменять демократический гнев на нефтяную милость.