Transitions Online: Избиратели Азербайджана загнаны Алиевым в состояние стокгольмского синдрома
«Выиграет ли Ильхам Алиев на президентских выборах в Азербайджане, если правительство не будет ограничивать голоса несогласных, в том числе репрессировать правозащитников и запугивать журналистов?» – задается вопросом корреспондент азербайджанской службы радио «Свобода» Арива Казимова в статье «Сможет ли выиграть Алиев честным путем?», опубликованной на сайте «Transitions Online».
Автор материала рассказывает о жителе одного из азербайджанских городов Вузале Тагиеве, у которого трое детей. В связи с тяжелой болезнью он не может работать, и его дети вынуждены жить в доме с бетонным полом, а местные чиновники игнорируют его многочисленные просьбы о помощи. В то же время Тагиев признается, что на выборах будет голосовать за Ильхама Алиева.
«Являются ли голоса таких, как Тагиева, искренними или же Алиев нуждается в них, строго говоря, – открытый вопрос для независимых наблюдателей», - говорится в материале.
Автор напоминает, что в 2003 году, когда Алиев впервые был избран преемником своего отца, бывшего президента Гейдара Алиева, он якобы получил 77 процентов голосов. Пять лет спустя этот показатель составил 87 процентов. Однако международные наблюдатели критиковали выборы, указывая на массовые нарушения, которые гарантировали успех режима. А в 2009 году в Азербайджане был проведен референдум о поправках к конституции, отменивший ограничение на пребывание одного лица на президентском посту более двух сроков подряд. Теперь Алиев идет на третий срок, и многие наблюдатели считают, что результаты выборов 9 октября предрешены.
Согласно опросу, проведенному в конце июля в Азербайджане центром мониторинга «Ряй», за Алиева будут голосовать 81% респондентов. Автор подчеркивает, что «Ряй» контролируется правительством. В то же время согласно независимой социологической службе «ADAM» только 26% поддерживают действующего президента Алиева.
Глава НПО «Право и развитие» Хафиз Гасанов отмечает, что опрос центра «Ряй» не отражает политическую реальность в Азербайджане, поскольку респонденты не отвечают на вопросы искренне. «В обществе существует опасение. Когда им задают вопрос о выборах, они не дают реальных ответов. Они считают, что результаты опроса будут отправлены в соответствующие органы, и это будет иметь последствия для них», - сказал Гасанов.
По мнению политолога Зардушта Ализаде, правящий в Азербайджане режим будет иметь не от 25 до 30 процентов голосов в случае проведения свободных и справедливых выборов. А репрессивные шаги правительства Азербайджана истекают из страха за оставшиеся 70%.
«Что произойдет, если оппозиция, которая имеет от 25 до 30 процентов, использует определенные политические методы и увеличит свой электорат до 40 или 50 процентов? Режим Алиева понимает опасность», - отмечает Ализаде.
Глава службы «ADAM» Руфат Гарагёзли считает, что подлинные сторонники Алиев в основном консерваторы, которые считают, что режим придает стабильность, и любая альтернатива может привести к риску. «Они боятся потерять свою работу и доходы в случае политических изменений. Если вы спросите этих людей, предпочитают ли они демократию или стабильность, они скажут, что хотят стабильного развития, даже с ограничением свободы. Даже если они сталкиваются с проблемами из-за коррупции, они говорят, что не уверены, что произойдет, если другие силы придут к власти», - отмечает Гарагёзли.
«Нас вызвали в школу во время летних каникул, попросил наши удостоверения личности, и отдали наши подписи за Ильхама Алиева», - сказала одна из преподавательниц школы.
Участник центра мониторинга выборов Мамедли заявляет, что административное давление и ограничения на свободу слова в Азербайджане истощили доверие избирателей, создавая таким образом все более пассивный электорат. «У властей есть очевидные намерения снизить явку избирателей», - отметил он.
«В таких обстоятельствах, большинство азербайджанцев просто не знаю, к кому еще можно обратиться»,- отмечает предприниматель Шахин Алиев, который сравнивает ситуацию в которой оказались азербайджанские избиратели с Стокгольмским синдромом. «Вы помните случай, когда жертвы начали симпатизировать террористу, взявшего их в плен? Так обстоят дела в Азербайджане. Свобода людей была ограничена на протяжении десятилетий, что привело к симпатии к своему захватчику», - считает Алиев.