«Огонек»: Больше всех решение московской мэрии расстроило строителей армян
Власти Москвы решили приостановить свой мегапроект по замене асфальта тротуарной плиткой. Больше всех эта новость расстроила армян-строителей, пишет журнал «Огонек».
Корреспондент журнала побеседовала со строителями, которые выкладывают плитку на московских улицах. Феликс Саркисян хвалит нового мэра Москвы, который дал им эту работу и добавляет: «Если б еще Путин дал всем нашим по российскому паспорту, то это вообще была бы лав митк, отличная идея!».
Феликс, как и остальные работники из его бригады, в последние месяцы нарадоваться на мэра Собянина не может — такого количества заказов на укладку тротуарной плитки у него не было за все 7 лет строительной карьеры в Москве. Обычно Саркисян занимается ремонтом квартир, но в этом году он почти все время на улице, молоточком по плитке стучит. "Раньше редко-редко звали на дорожные работы, а в это лето просто вся Армения тут у вас. Когда жара была, под каждым деревом вдоль дороги армяне в обмороках лежали. Я даже брата-студента выписал из Еревана, звоню ему: "Малыш, бросай все, приезжай на каникулы. Работы много, машину купишь"".
Феликс уверяет, что плиткой в столице занимаются исключительно армяне, и, похоже, так оно и есть. Из трех бригад, опрошенных корреспондентом "Огонька" в разных концах города, абсолютно армянский состав оказался во всех трех. Чтобы убедиться в теории Феликса, достаточно посмотреть и на список фамилий тех, кому принадлежат подрядчики, занимающиеся этим бизнесом в Москве,— Армен Шагинян, Петрос Меликян, Манук Лмоян, Армен Ананикян, Гагик Асланян, Ваграм Вардумян, Армен Закарян...
"Какая разница, какой мы национальности?! — почти кричит 32-летний Варуж Осипян, еще один плиточник с Садового.— У нас есть и гражданин Украины. Вазген, подойди, о тебе говорим. Откуда ты? Вот, из Чернигова он. Я тебе скажу, записывай: не важно, какая у тебя кровь течет, не важно, откуда ты приехал, важно, чтобы ты был человеком!" Его коллеги дружно кивают и развивают тему толерантности дальше: "Только армянам можно доверять. Ты смотри, кто чем занимается в Москве: грузины — воруют, молдаване — пьют, азербайджанцы — помидорами торгуют, обвешивают на рынке. А хорошие строители — только армяне".
И хотя к тротуарным работам привлекаются, к примеру, еще и граждане Таджикистана, мастера-армяне всерьез к ним не относятся: "Таджик может только яму копать, песок ровнять, а чтобы брусчатку ложить, тут нужна ума!" Самвел Киракосян, который в свои почти 60 лет трудится наравне с молодыми коллегами, тоже полон патриотизма: "Армяне даже французские соборы строили в Средние века, знаешь? Это наш талант от Бога. И от фашистов эту землю мы со всеми защищали, лучше защищали. Вот скажи, сколько маршалов у таджиков? Ноль! Сколько маршалов у азербайджанцев, у узбеков, у молдаван? Ноль! А у нас их пять! Делай выводы".
К замене асфальта на плитку рабочие относятся очень хорошо: "У нас весь Ереван ею давно выложен. Так красивее и не воняет". Тут в разговор вступает какая-то женщина — она долго стояла на остановке рядом, подслушивала и теперь не сдержалась: "А чем асфальт был плох, интересно? Зачем его весь срезали? Я тут живу много лет, и никаких испарений от него не было, выдумки все это. Поменяли шило на мыло. Плитка ваша денег сумасшедших стоит, а положили ее криво!"
Армяне такое оскорбление не могут вынести: "Женщина! Что ты говоришь! Где криво? Это наклон, чтобы вода стекала!" К диалогу подключается еще один прохожий: "Какой еще наклон? Вода должна стекать в стыки. В стыки, я вам говорю". Они начинают спорить, причем все — очень эмоционально, жестикулируя, то наклоняясь почти к земле, то воздевая руки к небу. Не очень уже даже понятно, кто из них армянин, кто из Чернигова, а кто живет в соседнем доме с рождения. И только когда женщина выдыхает: "Слава богу, больше в Москве плитку вашу чертову класть не будут, сворачивают эти работы", группа рабочих замирает. Как это? Кто сказал? Собянин?..
Сразу становится заметно, как немолод уже Самвел и как тяжело ему, наверное, было все лето тут работать, на солнце, в пыли. Как устал от Москвы, от этих тротуаров Варуж, у которого растет в Армении сын. Становится заметно, как разочарован Вардан — кто теперь знает, удастся ли ему накопить на машину. Власти Москвы решили приостановить работы по замене асфальта тротуарной плиткой, все новые проекты временно заморозят — нет новости ужаснее.
"Навсегда?" — спрашивает Феликс. Женщина, видимо, услышав что-то в его голосе, смягчается: "Весной обещают продолжить". И потом, подумав, добавляет: "Ладно уж... Не бойся".