Ф. Абосзода: Гейдар Алиев был внедрен в Иран как агент-нелегал и работал таксистом
«Большую часть своей сознательной жизни Г. Алиев служил в органах государственной безопасности. Начало его деятельности в этих органах совпадает с началом революционных событий в г. Тебризе (Иран)», - говорится в опубликованной на сайте ИА «REX» статье лидера Талышского национального движения Фахраддин Абосзода.
Автор напоминает, что в связи с началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 года на территорию Ирана были введены советские войска, а в 1945 году в Тебризе было образовано Азербайджанское Национальное правительство во главе с Дж. Пишевари. Правительство просуществовало до 12 декабря 1946 года. Пользуясь выводом советских войск из территории Ирана в связи с окончанием второй мировой войны, шахские войска подавили восстание в Тебризе.
«Согласно информации некоторых осведомленных источников, Г. Алиев еще до начала революционных процессов в Тебризе, был внедрен на территорию Ирана для нелегальной работы. Он обосновался в Тебризе, где работал таксистом. Видимо, участие в революционных процессах сыграло неизгладимую роль в жизни Г. Алиева. Именно благодаря своей отличной работе в Тебризе он в дальнейшем стремительно пошел вверх по служебной лестнице», - сказано в статье.
Автор отмечает, что национальное правительство Тебриза приняло календарь, в котором есть месяц Азер (совпадающий с ноябрем-декабрем григорианского календаря). Само образование правительства его члены называли «революцией 21 Азера», что совпадает с 12 декабря. По словам источника, в знак памяти о революции Г. Алиев самолично «назначил» день своей смерти именно в этот день.
В статье сказано, что в течение многих лет Г. Алиев курировал Ближний Восток, Иран и Турцию по линии КГБ СССР и считался одним из лучших специалистов в этой области.
Г. Алиев был в дружеских отношениях с Ю.В. Андроповым, который сразу после прихода к власти в 1982 году настаивал, чтобы он перешел на работу в Москву в должности заместителя председателя Совета министров СССР. Сам Г. Алиев об этом так рассказал в интервью газете «Новые Известия»: «У нас были близкие, даже дружеские отношения, и все же я сказал: «Юрий Владимирович, разрешите остаться в Баку». Андропов настоял, и я переехал, стал первым заместителем председателя Совета Министров СССР».
Согласно сведениям источника автора, Алиев скоро должен был стать Председателем правительства, после чего «возможно Советский Союз развивался бы совсем по-другому сценарию». Но, скоропостижная смерть Андропова принесла некоторые коррективы в биографию Г. Алиева. Хотя на заседании Политбюро 11 марта 1985 года, обсуждавшего вопрос об избрании нового генерального секретаря, Алиев высказался в поддержку Михаила Горбачёва, однако с приходом к власти последнего Гейдар Алиев попал в опалу.
В 1987 году ему пришлось уйти в отставку.
«После этого он в течение нескольких лет был невыездным и вынужден был прожить в Москве. В июле 1990 года Г. Алиев с помощью некоторых высокопоставленных московских армян из близкого окружения М. Горбачева, все-таки добился возвращения в Баку. Некоторое время прожив в Баку, он потом уехал в Нахичевань, где 3 сентября 1991 года был избран председателем Верховного Совета Нахичеванской АССР. В начале июня 1993 года в Гяндже начался бунт под руководством полковника С. Гусейнова. Настал звездный час Г. Алиева. 15 июня 1993 года он стал председателем парламента АР, а уже 3 октября того года был избран президентом страны», - говорится в публикации.
Еще в самом начале своей работы на посту первого секретаря ЦП КП Азербайджана, во время одной из своих поездок в г. Ереван, Г. Алиев, по словам источника, там тайком встретился со старейшиной своих земляков – «азербайджанцев Армении», которые в те годы в подавляющем своем большинстве работали там во второстепенных работах, убирали улицы городов и т.д. Г. Алиев предложил им переехать в Баку. После этого, в то время, когда по прямому указанию самого Г. Алиева регистрация иногородних в Баку была категорически запрещена, ереванские азербайджанцы (еразы) и нахичеванцы массово начали переезжать на постоянное жительство в Баку и его окрестности. Тем самым, еще в те годы Г. Алиев создал для себя мощную социальную базу в лице еразов и нахичеванцев.
«Несмотря на то, что он пришел на работу первого секретаря под лозунгами борьбы против регионализма и коррупции, очень скоро его земляки занимали все более или менее значимые посты в республике, а коррупция стала нормой жизни для чиновников», - сказано в статье, автор которой напоминает, что в конце 1980-ых около 200 тысяч еразов в переехали жить в Азербайджан, но несмотря на все уговоры некоторых руководителей по их размещению на территории Нагорного Карабаха, переселенцы отказались и предпочли обосноваться в столичном регионе.
Автор отмечает, что практически с первого дня своего руководства АССР – с 1969 года Г. Алиев усиленно занимался созданием своего собственного клана, состоящего из еразов, нахичеванцев и курдов. В дальнейшем – после его второго пришествия к власти в 1993 году, когда перед ним возникли большие проблемы по стабилизации ситуации в стране, именно его клан горой стоял за ним, и помогал ему победить своих противников и конкурентов.
«В годы своего президентства он создал отлично работающую «машину власти» из доверенных лично ему людей. Каждого члена своей команды он выбирал скрупулезно и неоднократно проверял его на деле. Благодаря этому, в начале своего президентства Ильхам Алиев, кто из рук своего отца унаследовал эту должность, не встречался с существенными проблемами. Г. Алиев оставил своему сыну многомиллиардное состояние и хорошо слаженную команду во главе с Рамизом Мехтиевым», - пишет Фахраддин Абосзода.