«Русский репортер» сравнил покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева с удавом, а музей «отца нации» – с белой каракатицей
«По дороге из аэропорта проезжаешь мимо космического, похожего на белую каракатицу музея Гейдара Алиева. Покойный "отец нации" смотрит на тебя с каждого третьего билборда – натянутая улыбка под холодным, как у удава, взглядом из-под полуопущенных век. В промежутках строит серьезное лицо его царственный сын, но получается плохо, вид у Ильхама сытый и беззлобный», – описывает свои впечатления от Азербайджана корреспондент издания «Русский репортер» Шура Бурдин.
Автор отмечает, что в Азербайджане «Отец и Сын повсюду»: на любом свободном куске гранита – обязательная цитата из их речей или профиль «отца нации» в барельефе.
«Формула культа личности импортирована из Турции: власти стараются сделать из Гейдара Алиева местного Ататюрка, символ национальной идеи. Азербайджан вообще стремительно уплывает в родную тюркскую стихию. Бакинская улица уже почти неотличима от Анкары – прежде всего по выражению лиц. На полицейских и солдатах – турецкая форма», - говорится в статье, автор которой напоминает формулу Г. Алиева «Один народ – два государства».
Ш. Бурдин отмечает, что расспрашивал бакинцев о том как они относятся к Акраму Айлисли и Рамилю Сафарову: «При имени Айлисли на лицах у всех возникает гримаса неудобства: на Востоке не принято говорить с гостями о плохом. "Мы не понимаем, зачем он это сделал..."»
«Зато когда я произношу имя Рамиля Сафарова, глаза блестят, лица теплеют и расплываются в счастливых улыбках: "Конечно, мы знаем Рамиля, это же наш герой! Мы так рады, что он вернулся!" Бакинцы не кровожадны – никто не верит, что Сафаров зарубил спящего армянина безо всяких причин», - пишет автор, отмечая, что по ТВ азербайджанцы верят в то, что говорили по ТВ: якобы «армянин бодрствовал, оскорблял Рамиля, чистил ботинки азербайджанским флагом и плевал на него».
«Счастливая и дружелюбная атмосфера совершенно не вяжется с новостями, которые доходят из Азербайджана: оппозиция зачищена, независимые журналисты сидят, диссидентов убивают в тюрьмах, молодым активистам подкидывают наркотики и лупят в застенках. Недавно фэйсбучная молодежь собралась на стихийный митинг по поводу смертей в армии — их тут же разогнали водометами, зачинщиков вычислили и арестовали, подкинув бутылки с "коктейлем Молотова", – красоту нарушать нельзя», - говорится в статье.
Азербайджанский правозащитник Ариф Юнусов отметил, что Гейдар Алиев был политиком и умел договариваться, а Ильхм Алиев – это принц, договариваться ниже его достоинства. «Он всех несогласных просто задавил или купил», - сказал Юнусов.
В статье сказано, что на улицах Баку с формулировкой, что Ильхам Алиев – принц, все согласны. Но у большинства это протеста не вызывает. Пока нефти много, монархия в безопасности.
Цитируя книгу известного азербайджанского писателя Акрама Айлисли «Каменные сны», где главный герой терзается глядя на то, как толпы азербайджанских националистов убивают армян в Баку и мечтает поехать креститься в Эчмиаздин, Ш. Бурдин пишет: «Степень крамольности этого текста трудно передать. Любая книга об армянских погромах стала бы в Азербайджане бомбой, за которую пришлось бы платить. Но этот поезд в Эчмиадзин – просто выстрел в голову. Такая правда, говорить которую никто не посоветует. И с которой, когда она произнесена, уже невозможно спорить, а можно только что-то сделать с автором».
Описывая ситуацию в Азербайджане автор пишет: «Слово "армянин" является страшным ругательством — примерно как "жид" или "чурка" в наших социальных низах, только во много раз хуже. "Ты ведешь себя как армянин! – Сам ты армянин!" – драка. Армянин – это враг в глубоком, архаичном смысле слова. Примерно как "татарин" для наших далеких предков – злой, извечный враг. Конечно, так было не всегда: до перестройки Баку был на треть армянским, столетиями люди жили вместе».
Автор отмечает, что поражение в Карабахской войне стало огромным ударом по самоощущению, достоинству азербайджанцев. «Мне кажется, особенно мучительной была не сама потеря земли, а именно унижение», - пишет Бурдин.
В статье говорится, что азербайджанская пропаганда изо всех сил нагнетает паранойю: «Главный враг Азербайджана — вездесущее армянское лобби, из любой проблемы торчат его длинные уши, все проплачено армянами. Эта паранойя изо всех сил нагнетается пропагандой».
Как сказано в статье, в Азербайджане росла обида на Запад, который не осудил армян, как того желали в Баку. Единственным другом осталась Турция — которая вообще отрицает факт Геноцида армян. «Эта концепция полной несознанки была принята и Азербайджаном – вместе с проработанной методологией фальсификации истории. Сотни ученых мужей исходят из аксиомы, что ни армян, ни их геноцида тут никогда не было, — и изучают, что же было вместо этого», - говорится в публикации, автор которой отмечает, что для азербайджанцев нет ни Геноцида армян 1915г., ни армянских погромов в Баку и Сумгаите, сотен людей, заживо сожженных и выкинутых с балконов толпой, и они помнят лишь Ходжалу – эпизод во время карабахской войны.
Материалы по теме:
Акрам Айлисли: Роман «Каменные сны» я писал не для армян, а для азербайджанцев