Закупка российского вооружения опасна для Азербайджана. Анализирует «Минвал»
США вводят ограничения для России в области вооружений, военной техники, технологий и услуг, а это непременно коснется и Азербайджана, который входит в ТОП-10 стран-покупателей российского вооружения. Об этом говорится в статье азербайджанского портала «Минвал».
Автор напоминает, что 28 апреля пресс-секретарь Госдепа США Джен Псаки заявила, что США применяют дополнительные ограничительные меры по экспорту России в оборонной сфере. Она отметила, что новые правила вступают в силу немедленно.
14 августа 2013г. президент Азербайджана Ильхам Алиев назвал объемы продаж российских вооружений Азербайджану. По его словам, текущий объем военно-технического сотрудничества «измеряется $4 млрд. и имеет тенденцию к росту», а Азербайджан вошел в число ведущих покупателей российской военной техники. По словам источника, близкого руководству «Рособоронэкспорта», названная Алиевым цифра является суммой всех заключенных с 2010 г. (и частично исполненных) контрактов, при этом могут быть заключены и новые контракты.
«Азербайджан, конечно, закупает оружие и в других странах, но главным образом эти закупки осуществляются в России. В чем, собственно говоря, проблема? Дело в том, что страна, которая пользуется покупным вооружением, имеет ограниченную обороноспособность и ограниченный суверенитет, так как она сильно зависит от внешних поставок. Закупка вооружений за рубежом сама по себе чревата определенными угрозами и в идеале для защиты своей страны от возможного агрессора, необходимо выпускать свое оружие самому», – говорится в статье.
Автор отмечает, что большинство стран мира закупают вооружения за рубежом, однако ситуация, в которой находится Азербайджан специфична. Как сказано в статье, Россия заинтересована в поддержании статус-кво в урегулировании карабахской проблемы и оказывает военно-политическую поддержку Армении, «с которой Азербайджан находится в состоянии войны».
Азербайджан – это малая страна, которая по определению не может так же как США и Россия обеспечивать себя собственными вооружениями. Кроме того, российское вооружение гораздо дешевле, чем ее западные аналоги, пишет автор. Кроме того, не факт, что Запад легко будет склонить к продаже оружия Азербайджану.
«Но ведь, что еще никому не удавалось закупить оружия столько, чтобы хватило на всю войну. Также, следует учесть, что если оружие закупается за рубежом, то его поставки могут быть в любой момент прекращены. Покупаем мы, допустим российские танки Т-90. В случае конфликта если нам прекратят поставки, то у нас не будет ни запчастей для этой техники, ни поставок этой новой техники», – пишет автор.
В публикации говорится, что экспортные варианты вооружения хуже, чем те варианты, которые страны разрабатывают для себя. «И если допустим, мы покупаем САУ “МСТА-С”, то мы не скорее всего не получим новейших комплексов оперативного управления и управления ими на поле боя. Почему? Потому что это секрет. Нам, по сути, продается не современный боевой комплекс, а просто самоходки. То же самое касается и остальных видов вооружения - никто современнейшую систему управления, современнейшие системы наведения нам не продаст. Соответственно это автоматом обозначает то, что купленное нами вооружение будет уступать вооружению потенциального противника», – сказано в статье.
Согласно статье, Азербайджану следует закупать образцы оружия, закупать технологические линии, создавать новые заводы, создавать конвейеры по производству, отрабатывать собственную инженерную школу. «Сейчас же у нас есть министерство оборонной промышленности, вроде бы есть конструкторские бюро и можно закупать для изучения зарубежные образцы техники, но у нас закупаются не для изучения. У нас при этом никакой подготовки кадров нет, передачи никакой технологии нет», – говорится в статье.
Автор приводит в пример производство в Азербайджане бронированного автомобиля с противоминной защитой Marauder, которые являются, по сути, южноафриканской разработкой (компания Paramount Group), к которой азербайджанские конструкторы не имеют никакого отношения. Они будут выпускаться у нас в стране по такому принципу, который называется локализация.
«То есть постепенно повышается степень локализации. Что такое степень локализации? Это означает, что некоторые важные узлы и агрегаты продолжают выпускаться не у нас. Для производства военной техники это недопустимо в принципе. Почему? Потому что если мы будем закупать те же самые бронеавтомобили и окажется, что мы не можем выпускать у нас для этих бронеавтомобилей двигатели из-за отсутствия какой-нибудь жизненно важной детали, которую мы не способны производить сами, то мы останемся без этого оружия», – отмечает автор.
В статье сказано, что похожий подход к закупкам вооружения был у Российской Империи в начале ХХ века, тогда зависимость российских вооруженных сил от импортных поставок постоянно возрастала. Так, важное оборудование для черноморских линкоров заказывали в Германии, а позже из-за войны, пришлось перебрасывать заказ в Австрию, а потом в Англию и Францию.
В 2010г. Россия и Азербайджан заключили контракт на организацию лицензионного производства автоматов Калашникова АК-74М в Азербайджане. «Однако технологию изготовления оружейной стали для стволов Россия нам не продаст. Это очевидно. А покупая у них оружие, пытаясь его освоить производство у нас – попадаем в зависимость, притом очень сильную. При этом наш потенциальный противник будет знать все сильные и слабые стороны нашего оружия (потому, что он точно также получает оружие от России) не хуже нас – это недопустимо», – сказано в статье.
Автор напоминает, что в марте 2012г. WikiLeaks сообщил о передаче в 2008 году Израилем России секретных кодов от поставленных ранее грузинской армии беспилотников. В обмен на коды от иранских ракет Тор-М1 израильтяне якобы передали российским военным коды от грузинских БПЛА, которые в 2005–2007гг. Грузия закупала в Израиле.
Как сказано в статье, все это говорит о том, что импорт вооружения – это крайняя мера, когда нет другого выхода. Закупку технологических линий, оснащение военной промышленности, можно осуществить даже и с зарубежной помощью, но ни в коем случае не выпуск вооружений. Однако, пока что еще ничего не слышно о том, что Азербайджан освоил какие-то современные западные технологии или, что у Баку появились военные предприятия с роботизированными линиями, пишет «Минвал».
«Как знать, вдруг дело повернется таким образом, что ограничения на экспорт в области российских вооружений, военной техники, технологий коснутся и нас. Это может означать, что все контракты, заключенные с Россией повиснут в воздухе со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тогда придется, искать новых поставщиков», – резюмирует автор.