Шведские СМИ о скандале «TeliaSonera»: Клан президента Алиева незаконно получил более $600 млн. через шведскую компанию
Шведско-финская телекоммуникационная компания «TeliaSonera» подозревается в даче чрезвычайно крупной взятки, по меньшей мере, в 6 миллиардов крон (около $ 800 млн.) в процессе работы компании на азербайджанском рынке сотовой связи. Если информация подтвердится, то речь идет о крупнейшей коррупционной сделке в истории шведского бизнеса. Расследование провели журналисты международного Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) а также программы общественного шведского телевидения SVT «Задание расследование» и агентства ТТ. Об этом сообщает «Радио Швеция».
Как отмечается в материале, данный откат или взятка, как подозревается, осевшая в карманах режима президента Азербайджана Алиева, была проведена с помощью сложной схемы полутайных операций; с продажей и покупкой акций и фирм в целом ряде стран.
Речь идет о дочерней компании «TeliaSonera» в Азербайджане, фирме «Azercell», которая является крупнейшим телекоммуникационным оператором в Азербайджане и приносит «TeliaSonera» очень солидную прибыль. В 2008 году «TeliaSonera» под руководством её директора, тогда это был Ларс Нуберг, якобы, выкупила, полностью «Azercell» у государства Азербайджан, который владел на тот момент третьей частью акций компании. По какой-то причине позже «TeliaSonera» в ходе сделки получила гигантскую скидку в размере $605 млн., приобретя через свою холдинговую компанию «Fintur» акции, которые по независимой оценке стоили $785 млн., всего за $180 млн.
«На бумаге фантастически выгодная операция для «TeliaSonera», но это только на поверхности. А на деле оказывается, что «TeliaSonera» от этой скидки в $605 млн. отказывается в пользу своего местного партнера, зарегистрированной в Турции фирмы «Cenay Iletisim». Эта фирма фактически и приобрела треть акций «Azercell», и якобы, заплатила сама вышеуказанную сумму, за счет эмиссии своих акций, но на деле, уверены журналисты, сумма была покрыта частично из займов от самой «TeliaSonera», частично за счет дивидендов от дальнейшей совместной деятельности», – отмечается в статье.
Также добавляется, что получив столь крупные активы, компания «Cenay Iletisim» не заплатила ни копейки. Как выяснилось при этом, владение фирмой «Cenaу Iletisiм» было переведено на две компании, зарегистрированные в Панаме. О них мало что известно, неизвестны их владельцы, известно лишь, что представляет их швейцарский адвокат Оливер Местелан, бизнесмен, уже давно представляющий другие фирмы, принадлежащие Алиевым. Об Оливере Местелане также, из дипломатической корреспонденции, раскрытой «Викиликс», известно, что он является лицом, приближенным к клану Алиевых.
Согласно информации, как показывают документы, добытые журналистами, планирование этой многоходовки велось, как минимум, в течение четырех лет, и «TeliaSonera» взамен требовала гарантий о том, что получит «все необходимые лицензии и разрешения, которые требуют правила, как до, так и после сделки». А в еще одной записке, для внутреннего пользования, было сказано, что «TeliaSonera» оставляет за собой право выкупить долю партнера, в случае, если власти Азербайджана поставят под удар GSM лицензию «Azercell». Ныне концерн «TeliaSonera», в течение уже почти года проводивший собственное расследование этого дела, но, так и не выяснив, что к чему, передал материалы в шведскую прокуратуру.
«Вся эта история окружена огромным количеством вопросов. Мы хотели разобраться во всех частях этой трансакции. Поэтому потратили на расследование много времени и денег, но без результата. И в этой ситуации мы обратились в прокуратуру и спросили: Вы сможете продвинуться дальше?» – заявил в программе «Задание расследование шведского телевидения SVT нынешний директор «TeliaSonera» Юхан Деннелид. Он также признал, что партнер «TeliaSonera» на азербайджанском рынке действительно имеет тесные контакты с властями Азербайджана.
По словам же бывшего директора «TeliaSonera» Ларса Нуберга, о чем он заявил агентству ТТ, власти Азербайджана, в принципе, не хотели продавать свою долю в «Azercell» именно «TeliaSonera», хотя концерн и имел первоочередное право на эту покупку. Но судиться в Азербайджане на сей счет, заявил экс-директор, было бы бесполезно. Поэтому вместо прямой покупки, акции были переданы другому миноритарному владельцу, а именно фирме «Cenaу Iletisiм». И действительно, для финансирования этой сделки были задействованы будущие дивиденды «TeliaSonera», что и требовало участие концерна в сделке. Так сказал его бывший директор - Ларс Нуберг, отметивший, что решение о данной операции было принято правлением «TeliaSonera» в сентябре 2007 года, через две недели после его собственного вступления на директорский пост.
В Швеции новость о беспрецедентного масштаба взятке и коррупции уже получила самый широкий размах: «Всё это сильно пахнет получением и дачей взятки. Думаю, что предупредительные звоночки должны были в «TeliaSonera» звонить давно»,- в интервью программе «Ekot» Шведского радио сказал бывший сотрудник отдела по борьбе с экономической преступностью шведской полиции Ларс Хаммар. По его мнению, вышеназванная сумма перекрывает всё, когда-либо имевшее место, в смысле коррупции, в Швеции.
В материале также сказано, что изучавший полученные от журналистов документы профессор-эмеритус в области экономики, бизнеса и специалист по ревизии компаний Эйнар Хэкнер, выразил мнение в интервью агентству ТТ, что «TeliaSonera» активно способствовала передаче азербайджанских государственных активов президенту страны. По мнению эксперта, состав преступления в этом деле налицо и речь идет о коррупции в особо крупных размерах.
Материалы по теме:
Джамиль Гасанли: Коррупция захватила высшие круги Азербайджана