Рубен Галчян: С целью создания искусственной истории Азербайджана осуществляется фальсификация истории и изменение топонимов
Почетный доктор НАН Армении, картограф Рубен Галчян в своей статье об искажении и намеренном изменении географических топонимов региона Южного Кавказа азербайджанскими историками, приводит неопровержимые доказательства многочисленных фальсификаций исторических фактов с целью создания искусственной истории Азербайджана.
Как отмечает автор, когда в 1918 году в регионе, расположенном на юге от Кавказского хребта, учреждaлись три государства, названия двух из них имели вековую историю, в то время как наименование новосозданной третьей страны, расположенной на севере от Аракса по западному побережью Каспийского моря, явилось такой же исторической новацией, как и само появившееся государство. Название этого государственного образования в действительности представляло собой воспроизведение употребляемого с древних времен топонима северо-западной области Персии – Атрпатакана, который в персидской транслитерации звучал как «Азербайджан». Тем не менее, в 1918 году новое государство провозгласило независимость, выбрав для себя название «Азербайджанская Республика».
Как результат, местное население, которое доселе называло себя «турками», а порой и общим наименованием «татары» или «мусульмане», в мае 1918 года меняет самоназвание посредством политического решения и росчерком пера превращается в «азербайджанцев». То, что новое самоназвание долгое время было чуждым для местного населения, свидетельствует хотя бы тот факт, что вплоть до 1936 года, то есть почти два десятилетия, они продолжали по-прежнему именовать себя «турками». Об этом пишут также азербайджанские исследователи. Так, А. Алекперов в своей работе «Исследования по археологии и этнографии Азербайджана» отмечал: «Это название (азербайджанцы) получило широкое употребление среди азербайджанского населения лишь с 1936 года. До этого же времени вместо «азербайджанцы» употреблялось название тюрки». (Алекперов А. К. «Исследования по археологии и этнографии Азербайджана. Баку: Издательство академии наук Азербайджана. 71). Согласно тому же автору, «прошло много лет, прежде чем народ страны стал называть себя азербайджанцами». (См. там же).
Родившаяся в Тавризе профессор Джорджтаунского университета в Вашингтоне, член центра исламоведческих исследований в Оксфорде, политолог и историк Ширин Хантер, рассматривая этот вопрос в более конкретной плоскости, пишет в своей работе «Закавказье в переходный период: становление наций и конфликты» следующее: «В советский период получает распространение легенда о происхождении Азербайджана, которую недавно принялись совершенствовать азербайджанские шовинисты. Данная точка зрения о происхождении Азербайджана не имеет какой-либо исторической основы и в своей основе содержит противоречивые положения». (Hunter, Shireen T. 1994. The Trans-Caucasus in Transition. Nation-building and Conflict. Washington DC: The Centre for Strategic and International Studies. 59.)
В газете «Зеркало» от 8 августа 2009 года была опубликована статья Фарида Алекперли под названием «Национальная идеология Азербайджана: кто мы, откуда произошли и куда идем?», в которой он рассматривает вопросы самоназваний населения Азербайджана и пишет следующее: «До сталинской реформы 1930-х годов «азербайджанца» просто не существовало, и подобное название было навязано в конце 1930-х годов по воле Сталина, в то время как в Азербайджанской Демократической Республике в 1918-1920 гг. и в советском Азербайджане вплоть до конца 1936 года официальным названием народа было turk…Потеряв национальную самоидентификацию, мы погрязли в спорах о том, кто мы – потомки шумеров, албанцев, мидян или кого-то еще. Этим утомительным и глупым спорам конца нет и не будет, пока мы не встанем на естественную платформу и не признаем, что под искусственным, безликим названием «азербайджанец» скрываются реальные этносы – в основном тюрки, а также курды, талыши, таты, лезгины и т.д».
Одна из программных пропагандистских задач, реализуемых властями Азербайджана, сводится к поиску «аргументаций» доморощенной точки зрения, пытающейся доказать, что термины «Южный»» и «Северный» Азербайджан в действительности имеют место быть и, более того, история названных регионов, оказывается, уходит в глубь веков. Эти вымышленные топонимы, имеющие далеко идущую цель, направленную на объединение Иранского Азербайджана-Атрпатакана с Азербайджанской Республикой, активно используются бакинскими политиками и историками свыше 50 лет. Мало того, Зия Буниятов пишет: «В соответствии с атласом исторических карт, топонимы Северный и Южный Азербайджан по отношению к понятию Азерайджан правомочно применять с VI н.э. В VI н.э. сасанидский царь Хосров Ануширван создал группу (куст) Кавказских (стран), которая называлась Абдулбадаган, а согласно арабо-персидской традиции – Азербайджан, в состав которого, наряду с другими странами, входили Северный Азербайджан – Албания и Южный Азербайджан – собственно Атрпатакан. Согласно арабским и персидским источникам, в период Халифата и впоследствии, то есть с VIll века, под Азербайджаном понимали одновременно и Северный и Южный Азербайджаны. Азербайджан становится как политико-административным, так географическим и политическим понятием» (Буниятов, Зиа, редактор. 1987. Историческая география Азербайджана. Баку: Издательство Академии Наук Азербайджана – Элм. 5.)
В вышеприведенной цитате Буниятова можно обнаружить ряд грубейших ошибок, наряду с позиционируемыми в качестве исторических «фактов» сфальсифицированными заявлениями.
1. В природе нет и до нас не могли дойти исторические или географические исламские источники VI века, заявленные в первом предложении цитаты, ибо ислам как религия сформировался в VIl веке. Древнейшие исламские сочинения по географии и карты относятся к середине IX века.
2. Во втором предложении он намеренно искажает названия «Атропатена» или «Атрпатакан», применив термин «Абдулбадаган», который никогда не использовался в упоминаемых Буниятовым «арабских географических источниках».
3. Дошедшая до нас исламская историческая, а тем более географическая литература IX и более поздних веков, начиная от ал-Балхия, Истахрия, ибн-Хаукаля, аль-Масуда, Идриса и заканчивая Казвини и ибн-Саидом, презентует нам карты, которые все без исключения демонстрируют, что территория на север от Аракса и Куры называлась Арран, то есть Алуанк, а территория на юг от названных рек – Азербайджан. В средневековых исламских произведениях географического и исторического характера вообще нет места топонимам «Южный Азербайджан» и «Северный Азербайджан» или похожим на последние названиям.
4. Опираясь на собственные измышления, З. Буниятов пытается удостоверить читателя в политико-административном или географическом статусе некоего Азербайджана, простирающегося от Дербента до Хамадана.
В свою очередь, академик Играр Алиев в своей работе «Очерк истории Атропатены» также делает ссылки на так называемые «Северный», «Южный» и даже «Западный» Азербайджаны, употребляя в нескольких разделах эти новоявленные топонимы (Алиев, Играр. 1989. Очерк истории Атропатены. Баку: Азербайджанское государственное издательство – Элм. 9, 42, 59.). Алиев пытался доказать, что современное население Азербайджанской Республики происходит от мидян и от иранских племен Атропатены. Автор, в частности, пишет: «Арабские авторы в числе языков и диалектов, распространенных в Южном Азербайджане в эпоху раннего средневековья, называют азери, пехлевийский (fahlavτ
Уже длительное время азербайджанские власти декларируют, что территория современной Армении представляет собой историческую часть Азербайджана. В основе этой абсурдной точки зрения и притязаний лежит очень простая и одновременно алогичная причина, а именно – факт того, что в течение нескольких веков часть вышеназванных территорий, то есть Сюник и Арцах, также как и большая часть исторической Армении, Грузии и нынешнего Азербайджана находилась под господством Персии, в частности, династии Сефевидов. А поскольку «специалисты» из Азербайджана считают перса Шах-Аббаса и Сефевидов азербайджанцами, то, соответственно, все эти территории они также относят к таковым.
Вспомним, что по Гюлистанскому договору 1813 года Ширванское, Шекинское, Дербентское, Карабахское и ряд других ханств, также как центральные и южные территории Сюника (в настоящее время Сисианский, Горисский и Кафанский районы области Сюник) вошли в состав Российской империи, а в 1828 г., по Туркменчайскому договору, Ереванское и Нахичеванское ханства также перешли к России.
Еще один «аргумент» азербайджанцев зиждется лишь на одном факте: когда в 1813 году России был передан ряд районов Сюника, российские власти решили ввести их в иную административную единицу – Елизаветпольскую губернию. Соответственно, объявление армянских земель азербайджанскими, нынешнее руководство Азербайджана аргументирует тем, что с 1813 года Сюник и Арцах находились в составе России, составляя в конце XIX века часть Елизаветпольской губернии, кроме того, в советский период Елизаветполь входил в состав Азербайджанской Советской Социалистической Республики, правопреемником которой они являются, а, следовательно, Сюник и Арцах (Карабах) являются азербайджанскими территориями.
Следуя азербайджанской логике, можно утверждать, что поскольку Ереванское и Нахичеванское ханства были введены в состав России в 1828 году и не входили в состав Елизаветпольской губернии, то, следовательно, Нахичеван не мог входить в состав Азербайджанской Республики, образованной в 1920 году, даже в статусе полунезависимой республики. Однако азербайджанские соседи, естественно, подобный расклад не приемлют.
Чтобы как-то обосновать эту несуразную точку зрения, азербайджанское министерство культуры и туризма выпустило в свет в 2007 году книгу «Памятники Западного Азербайджана», преследующую преимущественно две цели – связать азербайджанцев с турками-огузами и присвоить себе армянские культурные памятники. Таким образом, азербайджанский автор, ставя своей целью утвердить родственные связи Азербайджана с Турцией, пытался обосновать, что они ведут род от племени огузов, которое, якобы, веками являлось автохтонным народом Малой Азии. Тем самым выходит, что азербайджанцы, не желая выпасть из реестра коренных народов Кавказа, «приводят» в регион своих пращуров-огузов, всячески стараясь доказать «автохтонность» последних. Подобной фальсификацией они, фактически не отрывая себя от кавказской территории, получают возможность утверждать, что своим происхождением они обязаны как огузам, так и албанцам.
Согласно авторам, в древние времена территория Республики Армения принадлежала Азербайджану, а отсюда следует абсурдный вывод, что названная территория вплоть до недавнего времени принадлежала стране, которая сама по себе образовалась лишь в 1918 году. Авторы не знают, или предпочли «забыть» то обстоятельство, что тюркское племя огузов мигрировало из районов Центральной Азии и Алтая, достигнув Малой Азии лишь в средние века через территории Ирана и северной прибрежной части Каспийского моря. Об этом даже пишет авторитетная Исламская энциклопедия (Lewis, B. , Pellat, Ch. & Schacht J., Editors. 1965. The Encyclopedia of Islam. Leiden: J. Brill and London: Luzac, Volume II, 1106-7).
Вышеназванные академики призывают принять мировое научное сообщество тот абсурдный факт, что эти Центрально-Азиатские племена, оказывается, представляют собой кавказских автохтонов. Но в этом случае, если следовать «академическим» фальсификациям, все греческие храмы, урартские крепости, хачкары, христианские монастыри и церкви, также как и все исторические памятники Армении должны принадлежать кочевым тюркским племенным образованиям, вторгшимся в средние века в регион.
В книге размещены фотографии важнейших древних армянских памятников с комментариями, где все эти шедевры относят к азербайджанской культуре. В этом ряду доисторические «Зорац карер» («Камни воинов» или Караундж), урартская крепость Эребуни, петроглифы Ухтасара (горы Обета) и практически все армянские монастыри и церкви, включая Татевский, Гошаванский, Ахпатский, Санаинский, Севанский монастыри, Эджмиадзинский храм, Эреруйскую базилику, Талинскую, Касахскую, Талышскую, Одзунскую, Аванскую, Хор-Вирапскую церкви и многое другое.
Кстати, хотелось бы выяснить, что это за неведомые тюрки-христиане, которые возвели на территории Армении и Азербайджана многочисленные церкви, храмы и сотни других архитектурных памятников. Интересно будет увидеть хотя бы одну серьезную, не азербайджанскую карту, где территория Армении будет называться Азербайджан.
Также автор касается проблемы фальсификации топонимов турками. Что касается топонима «Анатолия», то он имеет в своей основе интересное политическое прошлое. После распада Римской империи на Западную и Восточную части, последняя со временем была названа Византией, а ее столицей стал Константинополь, основанный римским императором Константином Первым. Город сохранял свое наименование вплоть до 1923 года, после чего власти новосозданной Турецкой Республики официально запретили использование этого исторического названия, переименовав его на турецкий лад – Стамбул.
После того, как Византион – город, находящийся на западном берегу Босфора, – был объявлен столицей империи, византийцы захватили на востоке от столицы территорию Малоазиатского полуострова, назвав эту местность Восток, что по-гречески значит Анатолия. То была западная оконечность Азии, окруженная с трех сторон водными пространствами: на западе – Босфором, Мраморным и Эгейским морями, на юге – Средиземным, а на севере – Черным морями. Восточную границу Малоазиатского полуострова составляла линия, простирающаяся от северо-западной оконечности Средиземного моря, близ Киликийского города Адана до города Ризе, которая через Ерзнка и Байбурт проходила рядом с Малатией и Марашем, и названную линию условно можно было считать руслом Евфрата. Таким образом, до 1923 года название Анатолия носило пространство полуострова Малая Азия, находившееся западнее Армянского нагорья или плоскогорья, которая составляет 60% территории современной Турции.
Однако с первых лет образования Турецкой Республики турки приняли новое самоназвание страны, именуя ее Анатолия-Анадолу, которое в действительности, как уже отмечалось, ранее принадлежало полуострову Малая Азия, то есть части пространства Турции. Это нетрудно обнаружить на старых турецких картах и учебниках географии, издаваемых вплоть до начала 1920-х годов, в которых данный топоним носил лишь вышеобозначенный регион османской империи.
Кемалисты переименовали страну с далеко идущими целями. До конца XIX века на турецких географических картах Анатолия на востоке от Вана до Эрзерума соседствовала с территорией, называемой Эрменистан-Айастан, а территория на юг от Диарбекира именовалась Курдистан. После того, как в 1920-ых годах наименование Анатолия-Анадолу было принято для всей территории Турции, названия Армения и Курдистан исчезли с турецких географических атласов и перестали упоминаться в учебниках. Турцию стали преврашать в мононациональную страну с общим, без национальной дифференциации, пространством. Еще один результат переименования – исчезла необходимость называть горное пространство на восток от Анатолии «Армянским нагорьем».
Следует отметить, что географические названия, как правило, не меняются. Если Сибирь являлась географической частью царской России, то таковой она осталась как во времена СССР, так и в составе Российской Федерации. После разделения Кореи на Северную и Восточную, Корейский полуостров так и не изменил своего названия, зато территория Турции, которая включает Малую Азию, основную часть Армянского нагорья и участок Среднего Востока, была переименована в Анадолу – искаженный вариант Анатолии.
Болезненным и неприятным является тот факт, что многие из армянских историков, описывая Западную Армению, размещают ее в «Восточной Анатолии», что крайне выгодно турецким ученым. Кроме того, данный термин и с лингвистической точки зрения носит абсурдный характер – «на востоке Востока». Хотя бы армянским историкам следует знать, что Западная Армения находится на востоке от Анатолии, а не на востоке Востока.
Приведенная ниже османская карта 1803-1804 годов свидетельствует об истинных топонимах региона.