Экс-президент Роберт Кочарян разобрал «ошибки», за которые придется платить всей Армении
Второй президент Армении Роберт Кочарян дал очередное интервью касательно актуальных внутриполитических проблем, в этот раз обратившись к теме, выдвинутых четверкой непровластных фракций парламента Армении «экстренных» требований, представленных в совместном заявлении из 12 пунктов.
Напомним, 10 июня четверка непровластных фракций парламента РА – АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), «Процветающая Армения» (ППА), «Армянский национальный конгресс» (АНК) и «Наследие» – обнародовала принятое 2 июня после четырехчасовой встречи заявление из 12 пунктов, которые относятся к внутриполитическим вопросам, ряду законодательных поправок, деятельности правительства и запланированного на осень общего митинга. Отдельным пунктом идет вопрос из внешнеполитической повестки: от властей требуется «не подписывать ни одного документа, ставящего под угрозу Нагорно-Карабахскую Республику».
Интервью, публикуемое неофициальным сайтом второго президента РА «2rd.am», приводим без сокращений и изменений.
– Две недели назад оппозиционная «четверка» опубликовала 12 требований к властям. Вы наверняка знакомы с их содержанием. По некоторым из этих проблем Вы тем или иным образом высказывались ранее, например – по пенсионной реформе, по возможному созданию пунктов таможенного контроля между Арменией и Карабахом. Интересно узнать Ваше мнение по поводу некоторых других, наиболее обсуждаемых сегодня требований оппозиции, в частности: по приватизации Воротанского КГЭС, по пересмотру штрафных тарифов за нарушение ПДД и системы регулирования парковок в целом (т.н. «красных линий»), по переходу на 100% пропорциональную систему выборов и по наделению оппозиции более сильными и действенными механизмами контроля.
– «Воротан». Единственный позитив во всей этой сделке – привлечение в энергетику РА американской компании. Все остальное никак не поддается рациональному осмыслению. Самый привлекательный актив в электрогенерации Армении продается крайне сомнительным образом, в обход требования законодательства (минуя парламент). Фактически, все энергетические объекты ЗАО «Воротанский КГЭС» проданы путем отчуждения имущества, так, как будто продается устаревшая офисная мебель компании. При этом, соглашение о купле-продаже непозволительно ассиметрично, игнорирует интересы РА и делает республику слишком уязвимой в судах при любых возможных спорах. Очевидно также, что продажа «Воротана» на этих условия приведет к удорожанию тарифов на электроэнергию, а это означает, что платить за ошибки (или алчность) чиновников будет вся Армения. Создается впечатление, что армянская сторона в проработке соглашения участия не принимала вообще, либо шла согласованная игра в одни ворота (в армянские). Пока не поздно следует серьезно пересмотреть соглашение или отказаться от продажи вообще.
Незаконность сделки настолько очевидна, что причастные к ней лица вряд ли избегут ответственности, это лишь вопрос времени. Да и для покупателя это очень сомнительное по форме приобретение.
Камеры и паркинг. Ничего подобного «армянскому варианту» этой деятельности нет ни в одной цивилизованной стране. На эту тему было много достаточно аргументированных заявлений и публикаций, поэтому не вдаваясь в детали остановлюсь на трех не приемлемых пунктах:
1. Размер штрафов не сопоставим с размером минимальной зарплаты. К примеру, в благосостоятельной Германии за ощутимое превышение установленной скорости штраф составляет всего 2,5-3 процента от минимальной зарплаты. Посчитайте, какого процента минимальной зарплаты лишается наш водитель за то же нарушение. Вообще, практически по всей Европе действует следующий принцип: оштрафовать нарушителя ПДД за проступок, а не лишить его средств к существованию, как это делается в Армении.
2. Львиная доля средств от выплаты штрафов за нарушение ПДД должна идти в государственный или общинный бюджет, а не оседать в карманах частного лица. Более того: полученные средства, как это делается практически во всем цивилизованном мире, должны служить исключительно обществу, в частности – обеспечивать повышение уровня безопасности на дорогах.
3. Уличный паркинг должен быть делом исключительно мэрии Еревана, и все средства должны поступать в городской бюджет и тратиться по статьям, утвержденным Советом старейшин столицы. Кстати, во многих европейских городах эти средства тратятся исключительно на повышение уровня комфорта горожан: на благоустройство дорог, парков, на строительство новых муниципальных парковок и т.д. Оператор может получать лишь небольшой процент от собранной суммы за управление.
Фактически, у нас частные компании осуществляют монопольную деятельность на муниципальных территориях и бесконтрольно зарабатывают сверхприбыли, находясь вне поля антимонопольного законодательства и служб. Более того, функцию выбивания денег у населения выполняют государственные органы РА. То есть, органы власти в поте лица обеспечивают сверхприбыли частным компаниям (по не опровергнутым публикациям – афилированных с чиновниками). Абсурдность и циничность происходящего не укладывается ни в какие моральные рамки, противоречат здравому смыслу и цивилизованной мировой практике. Здесь косметические меры ничего не решают. Нужно пересматривать саму формулу государственного, муниципального и частного партнерства, от размеров штрафов до порядка их распределения. Штрафы граждан не могут становиться средством обогащения частных лиц, а уж на худой конец прибыль от такой монопольной деятельности должна быть на уровне ставок по депозитам.
Почему бы властям просто не перенять опыт организации такой деятельности в любом из городов Германии?
О переходе к 100% пропорциональной системе выборов в парламент.
Если цель – содействие становлению политических партий, то 100% пропорциональная система, несомненно, этому поможет, такое решение давно созрело и я его поддерживаю. Но проблема здесь гораздо глубже. Нужны усилия по развитию внутрипартийной демократии, формированию традиций оздоровления партий путем обновления потерявших популярность и застоявшихся партийных функционеров. Без этого качество депутатского корпуса сильно не изменится, ведь парламент все равно будет отражением входящих в него политических партий.
Относительно наделения оппозиции более действенными рычагами контроля.
В сложившейся ситуации с учетом масштабов коррупции и управленческой неэффективности (ознакомьтесь с материалами проверок контрольной палаты последних лет), это, пожалуй, может стать реальным фактором сдерживания необоснованных, а порой абсурдных бюджетных затрат и непомерных аппетитов должностных лиц. Я не знаю насколько глубоко это предложение проработано и конкретизировано четверкой, но очевидно, что здесь нужны ощутимые механизмы воздействия, а не просто возможность получения информации. Ведь такая информация при прежнем правительством была в изобилии, проблема в ее полном игнорировании.
Материалы по теме:
Почему оппозиция в Армении не потребовала смены власти? Пояснили представители «четверки»
Парламент Армении одобрил… Удовлетворено первое из 12 выдвинутых оппозицией «экстренных требований»