Азербайджан ежедневно теряет $25 млн. из-за падения цен на нефть. Эксперты сравнивают страну с Сомали
Сам факт повышения цен на бензин в Азербайджане означает, что в бюджете, в прибыли SOCAR возникли серьезные проблемы. Правительство страны вместо того, чтобы проводить кардинальные реформы, вновь выбирает традиционные пути, повышая налоги, перекладывает всю ответственность на население. Об этом заявил азербайджанский экономист Натиг Джафарлы в интервью сайту «Минвал.аз».
«Мы не живем в изолированным мире: люди пользуются Интернетом, есть знакомые, проживающие в других странах. И наши люди видят перемены во всем мире, а когда в Азербайджане проходит обратный процесс, то, естественно, у людей возникают вопросы, а это вызывает некий психологический эффект», – отмечает эксперт.
По его словам, Госнефтекомпания Азербайджана является неэффективной компанией, численность работников компании не соответствует той продукции, которую она выпускает. В компании объявили, что ожидают снижения прибыли примерно на 500 миллионов долларов. Если уменьшается прибыль, то должны уменьшатся расходы. А как можно сократить эти расходы? Разумеется, путем увольнения сотрудников.
«Реально сегодня в бюджет – с вычетом себестоимости и доли международных компаний – с каждого проданного барреля нефти поступает 25,10$. Но цены, разумеется, колеблются, и ожидается, что она может упасть ниже 40$. Нефтяной фонд с каждого барреля нефти теряет 45 долларов, а за сутки Азербайджан теряет примерно 25 млн. долларов», – отмечает эксперт.
Как отмечает Джафарлы, азербайджанские чиновники, которые высказываются о ценах на нефть, каждый раз, уверяя людей в том, что проблем в связи с этим не возникнет, приводят в качестве примера снижение цен на нефть в 2009 году, когда все продлилось 6 месяцев. «Но они не учитывают, что в мире произошла сланцевая революция, увеличивается добычи нефти в США, изобретены новые технологии, которые разрабатываются и внедряются в производство. Властям кажется, что падение цен на нефть – кратковременное явление. Они полагают, что спустя некоторое время все наладится, но этого не произойдет, по крайней мере, в ближайшие два-три года», – заявил эксперт.
Джафарлы напоминает, что Европейские спортивные игры однозначно состоятся, из бюджета Азербайджана на организацию спортивного мероприятия будет потрачено 1 млрд. 600 млн. долларов. Контракт с организаторами «Формула- 1» уже подписан, из бюджета на проведение гонок будет потрачено 400 млн. долларов. Азербайджан не станет отказываться от этих проектов, но они еще сильнее усугубят финансовое положение страны, если цены на нефть окажутся на низком уровне. Решения о закупках дорогостоящих зданий были приняты несколько лет назад. Тогда нефть стоила выше 100 долларов за баррель, доходы страны росли быстро. Правительство размышляло о том, что важно изменить облик столицы.
В свою очередь, по мнению политолога Зардушта Ализаде, сейчас нефть упала в цене, но аппетиты верхушек урезать никак невозможно. «Они рассчитывают грабить свой народ ровно настолько, насколько они правят – это данное им Богом право. Президент им говорит, что следует умерить аппетиты из-за уменьшения доходов, но они не останавливаются, продолжают искать варианты», – говорит эксперт.
По словам Ализаде, Азербайджан является классическим примером плохого правления. За 25 лет независимости, 10 из которых предоставили стране нефтедоллары, не построена ни экономика, ни предприятия, которые смогли бы выпускать наукоемкую, конкурентоспособную продукцию, чтобы избавить страну от нефтяного и газового крючка.
«Азербайджан начнет развиваться после того, как все деньги будут украдены, верхушка покинет страну. После этого начнется гражданское противостояние, а потом все стабилизируется. Или мы превратимся в Сомали, обанкротимся, или же мы станем строить нормальное государство, за основу которого будут взяты не способность воровать, лгать, подлизываться, а способность делать все во благо народа – изобретать, строить. Мы обречены на то, чтобы стать нацией, или же мы исчезнем. От Москвы мы зависим сегодня больше, чем в советское время. И от Москвы, и от Лондона, и от Парижа, и от Тегерана, и от Анкары. Потому что мы – слабое государство. Причем слабые ни потому что у нас мало денег, а потому что нет веры народа в свое правительство», – говорит эксперт.
«В любом случае, это показатель того, что в сегодняшней ситуации у главы государства вместе с правительством нет согласованной, четкой системной идеи, подхода к экономической ситуации, к ценовой политике. В момент, когда цены на энергоносители в мире падают, страна, экономика которой целиком основана на нефтяном факторе правительство, разумеется, должно иметь единые согласованные подходы», – комментирует ситуацию политолог Зафар Гулиев.
По его мнению, дальнейшее падение цен на энергоносители для такой страны, как Азербайджан может породить серьезные проблемы. И если эти проблемы вызовут резкий скачок цен, что приведет к снижению уровня жизни, то это может привести к росту социальной напряженности, и в таком случае, конечно же, проблемы трансформируются в дестабилизирующий фактор.