Политические итоги исторического визита главы Талыш-Муганской Автономной Республики А.А. Гумматова в Армению и НКР
По итогам визита в Армению и НКР президента самопровозглашенной Талыш-Муганской Автономной Республики (ТМАР) Али Акрама Гумматова корреспондент Panorama.am побеседовал с заместителем декана факультета востоковедения, доцентом Кафедры иранистики Ереванского государственного университета (ЕГУ), востоковедом Варданом Восканяном.
– Как известно президент А.А. Гумматов приехал в Армению с частным визитом по случаю открытия магистерской программы «Талышеведение» на вашей кафедре. Что это за программа, и почему она нужна Армении?
– Магистерская программа «Талышеведение» нацелена на профессиональную востоковедческую подготовку специалистов-талышеведов в области языка, культуры, истории и этнографии талышей – самого многочисленного после этнических азербайджанцев народа, который испокон веков живет с нами в соседстве и фактически является четвертым по численности этносом в Закавказье после армян, грузин и этнических азербайджанцев.
Не исследовать все указанные аспекты с учетом того научного потенциала, который есть у нас в Армении, было бы большой «роскошью», как с точки зрения научной, так и политической значимости проблемы, тем более, что мы являемся единственным в мире центром, где есть реальные возможности для объективного и всестороннего изучения талышского народа, в условиях отсутствия таковых даже в Азербайджанской Республике, в границах которой сейчас находится большая часть Талышистана.
– Вы упомянули также политическую значимость изучения талышского народа для Армении. В чем именно это заключается?
– Дело в том, что после распада СССР на территории Азербайджанской ССР образовались фактически три государства – Нагорно-Карабахская Республика, Азербайджанская Республика и Талыш-Муганская Республика, которая была упразднена вследствие агрессии и интервенции азербайджанских войск. Политологическое изучение истории, опыта и уроков последней очень важно, так как и поныне талыши ведут активную борьбу за восстановление не только своих попранных языковых, культурных и человеческих прав в Азербайджанской Республике, но также во весь голос заявляют о серьезном намерении воссоздания талышской государственности.
Кроме того, в последние годы бакинские власти ведут агрессивную политику, основанную исключительно на уверенности от поступлений нефтяных доходов, которая направлена как против интересов РА и НКР, так и автохтонных народов (талышей, лезгин, аварцев, цахур, закавказских персов и др.), не по своей воле оказавшихся в пределах Азербайджанской Республики.
В таких условиях давно уже назрела жизненная необходимость создания и развития союзнических отношений межу армянским и этими народами, тем более, что для таких отношений есть прекрасные возможности, основанные как на историческом опыте взаимоотношений, так и современных реалиях. Уверен, что такой альянс сможет не только действенно противостоять этнократическому режиму с центром в Баку, но и в обозримом будущем добиться полного исчезновения связанных с его существованием угроз с геополитической повестки Кавказа и Ближнего Востока.
Говоря образно, в союзе все мы сможем эффективно реализовать чаяния наших народов, основываясь не на лживом и совершенно зыбком принципе «нефть решает все», а на доверительном сотрудничестве с использованием всей мощи нашего интеллектуального и морального превосходства над любым режимом, зиждущемся на нефтедолларовой эйфории.
– В указанном контексте как Вы оцениваете итоги визита и встреч А.А. Гумматова? Есть ли реальные результаты?
– Итоги очень важные и позитивные и, что самое главное, нацеленные на будущее. Приезд президента Гумматова носил ознакомительный характер, но если бы даже не было ни одного другого результата, сам факт того, что в ходе визита полностью был снят горький осадок от исторического недоразумения участия армян и талышей в Карабахской войне по разные стороны баррикад – уже огромный успех. Но есть и другие результаты и договоренности, направленные на установление долгосрочного мира в нашем регионе и братского сосуществования армянского, талышского и других соседних автохтонных народов, которые, я надеюсь, будут реализованы в ходе дальнейшего плодотворного сотрудничества.