К 27-й годовщине Сумгаитских погромов… «Говорят о 27 убитых, но на самом деле было гораздо больше»
К 27-й годовщине геноцида армян в Сумгаите Panorama.am продолжает публикацию некоторых из свидетельств и материалов, вошедших во второй том сборника «Сумгаитская трагедия в свидетельствах очевидцев», подготовленного в рамках проекта «Обыкновенный геноцид» и уже находящегося в печати.
Как ранее сообщила в интервью Panorama.am руководитель проекта «Обыкновенный геноцид» Марина Григорян, все было готово к печати еще год назад и планировалось издать книгу в 2014г. «Однако в связи с тем, что в нашем распоряжении оказались новые материалы и фотодокументы, издание было отложено, и выход состоится в марте-апреле текущего года. В сборник войдут не только свидетельства более полусотни очевидцев, но и новые материалы – к примеру, недавно найденные фотографии жертв “сумгаита”. Снимки взяты из материалов проведенных в рамках следствия судебно-медицинских экспертиз и запечатлели убитых людей, которые не значатся в официальных списках жертв. Более того, эти люди до сих пор не опознаны и их имена остаются неизвестными. Таких снимков у нас и раньше было немало. Возможно, после выхода сборника найдутся те, кто поможет нам установить личности людей, зверски убитых в ходе погромов. Из этических соображений мы не публикуем в прессе эти фотографии, однако их можно увидеть на сайте karabakhrecords.info», – отметила М. Григорян.
Она также подчеркнула, что с течением времени и с обнаружением новых материалов все более очевидной становится необходимость тщательного изучения и исследования имеющегося богатого архива по «сумгаиту» и подготовки папки для последующего представления в правовые и иные международные инстанции. М. Григорян при этом подтвердила, что в планах авторов проекта – подготовка третьего тома, в который войдут материалы уголовных дел по сумгаитским событиям, а также Обвинительное заключение прокуратуры Азербайджанской СССР по делу, которое рассматривалось в октябре-ноябре 1988г. в Верховном суде СССР.
Отметим, что проект «Обыкновенный геноцид» реализуется Центром информации и общественных связей Аппарата президента РА.
***
Кнарик Аветисян
Проживала в Сумгаите по адресу: 30-й квартал, 9 здание, квартира 13
«26 февраля я сидела дома и услышала шум со двора. Посмотрела в окно и увидела группу из 30-40 молодых людей с самодельными транспарантами, выкрикивающих “Смерть армянам!”. Под нашим зданием был продуктовый магазин, она разгромили его, сломав все стекла. Я про себя подумала, мол, что же это творится, а они уже пошли наверх, опять все громя на своем пути. Тут я испугалась. Но потои все же спустилась в магазин. Стою в очереди, и тут мне знакомая говорят: “Кнарик, ты что здесь делаешь? Не слышала разве, на армян нападают, убивают?”. А я ей ответила – мол, “кто нападает? Я сама на кого хочешь нападу, пусть только сунутся”. В очереди была еще одна армянка и она тут же ушла. А я спокойно покупаю, хотя все на меня странно смотрят.
Пришла домой. И тут в дверь постучали какие-то знакомые и предупредили, чтобы мы были осторожны и не выходили, потому что на армян нападают. Зять мой был дома, а сына я послала в магазин купить кое-что. Он пошел и увидел, что возле магазина сгрудились молодые ребята. Он и спрашивает у них – мол, что-то продают? А они ему так насмешливо: “Армян продают”. И сразу кто-то сзади хватает его за куртку. Тут он понимает, что дело плохо, срывается с места и что было духу убегает. Прибежал домой и говорит мне: “Мам, ситуация плохая, нельзя выходить из дому”. Весь город уже гудел, повсюду беспорядки и погромы идут.
А дочка моя беременная, вот-вот рожать. Но я не дала ей ехать в больницу. Мы жили на 5-м этаже, в доме 15 армянских семей было. Вечером собрались решать – что делать. И решили, что единственное спасение – на крыше, надо подниматься. Пожилые люди, женщины, дети, беременные – все поднялись на крышу. Мужчины наполнили бутылки бензином и сделали фитиль, чтобы как-то защищаться, если они сунутся на крышу. А бутылки уложили вокруг люка, чтобы в случае чего сразу поджечь. И еще подсоединили лестницы к электричеству – умирать, так умирать…
Сидим на крыше, а погода ужасная: сильный ветер, густой снег, холод. Два дня просидели, но к нашему дому они не подошли. Потом все-таки спустились – уже невозможно было сидеть там.
Была в доме одна учительница-азербайджанка, она нас все успокаивала, обещала помочь. Мужа ее погромщики заставили присоединиться к банде, а нас она впустила к себе домой. Нас было три семьи, мы потушили свет и оставались там 2 дня. Потом пришел ее муж и сказал, что банды уже заходят в дома азербайджанцев, ищут – кто прячет армян, и если найдут нас, то и им самим не сдобровать. И нам пришлось снова уйти на крышу. Мы сидим там ночью и слышим со всех сторон крики, плач, шум… Страшно было так, что не передать.
И тут мы увидели, как к нашему дому подъехал БТР и собирает людей. Мы попросили учительницу позвонить и попросить, чтобы и за нами прислали. Она молодец, позвонила, приехал автобус. Милиционеры так и шастали глазами по квартирам армян – чем бы поживиться. Нам велели взять самое необходимое и сесть в автобус.
Машина тронулась и тут мы замечаем, что не туда едем, не в горсовет, как нам сказали. Мужчины тут же сказали водителю, чтобы ехал прямо в горсовет и он поехал. Мы так и не поняли – куда нас сначала собирались везти.
Приехали в горсовет, а там такое творится… Народу полно, все сидят на полу.. Молодые девушки со сплошными синяками по всему телу, со следами потушенных сигарет, изнасилованные, измученные. Там мне знакомый рассказал об увиденном своими глазами, про девушку, которую обнаженную водили по городу, тушили об нее сигареты, она беременная была, единственная дочь своих родителей. Долгое время у них с мужем не было детей, и вот наконец она забеременела. Возле больницы она упала, уже была не в себе… Какой-то пожилой азербайджанец подошел, пристыдил ее мучителей – мол, у вас сестер, матерей нету, что вы делаете? И снял с себя плащ, чтобы прикрыть ее. На него тоже напали, избили до полусмерти.
Еще мне рассказали о семье армян, их мотоцикл подожгли и их самих вытащили из подвала и бросили в этот костер. Соседка моей золовки рассказала об одном маляре, который в этот день вышел на работу на свой завод. На него все смотрели как на сумасшедшего – мол, как ты пришел сюда? И в “красном уголке” завода он увидел море крови… В ужасе выбежал – и домой. Он вспоминал, что накануне во дворе экскаватором ломали асфальт, а в этот день там все было засыпано. И понял, что фактически там захоронили убитых. Говорят о 27 убитых в Сумгаите армян, но на самом деле было гораздо больше».
Степанакерт, июль 2013г.
Материалы по теме: