В Армении хотят начать войну с фейками в социальных сетях. Есть ли угроза свободе СМИ?
Депутат Национального Собрания Армении от фракции оппозиционного Армянского национального конгресса (АНК) Гагик Джаангирян сегодня в парламенте обратился к инициированному им в соавторстве законопроекту о внесении изменений в «Гражданский кодекс Республики Армения» касательно борьбы с фальшивыми профилями («фейками») в социальных сетях.
Как отмечают авторы законопроекта, в обосновании законопроекта указывается: «Предусмотренные дополнения обусловлены тем обстоятельством, что в последнее время широкое распространение получило такое явление, когда в социальных сетях посредством фальшивых аккаунтов публикуется информация, содержащая оскорбление или клевету. Последнее нарушает защищаемые Конституцией РА и международными конвенциями права ряда лиц на уважение личной и семейной жизни, на защиту чести и достоинства».
«Проблема усугубляется тем, что ряд СМИ воспроизводят и распространяют клевету или оскорбления интернет-фейков, еще больше тиражируя их и делая достоянием общественности, в результате чего эту информацию получают и те, кто не является пользователями соцсетей. Данная проблема вызывает серьезную обеспокоенность не только у ведущих специалистов по информационной безопасности и блогеров, но и у многочисленных пользователей социальных сетей. Поэтому необходимо ввести ответственность для СМИ, которые распространяют публикации и комментарии интернет-фейков», – указывают авторы законопроекта.
Так, в соответствии с предложенными законопроектом изменениями, СМИ будет нести ответственность за опубликованные на ее электронном сайте комментарии интернет-фейков, содержащие оскорбление или клевету.
В ответ на вопрос о том, не представляет ли вышеуказанный законопроект угрозы для СМИ, Гагик Джаангирян, который по его собственному признанию ничего не понимает ни в соцсетях, ни тем более в интернет-фейках, сказал: «Пока никакой угрозы не вижу. Если увижу какую-либо угрозу, отзову свою подпись и попрошу сделать то же самое и своих коллег. Просто я не очень хорошо разбираюсь во всех этих технических средствах, поэтому с трудом все представляю. Я лично не зарегистрирован в Facebook, и желания стать пользователем соцсетей у меня тоже нет. В этой связи я намерен обсудить данный вопрос со своими коллегами, у которых есть опыт в данной сфере, и если увижу какую-либо угрозу, обязательно отзову свою подпись. Не нужно полагать, будто я хочу оскорбить или ограничить представителей СМИ».
На этом фоне примечательно прошлогоднее решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге по делу «Delfi AS против Эстонии». Напомним, эстонская компания Delfi AS – владелец одноименного информационного интернет-портала – обратилась с жалобой в Страсбургский суд в связи с инцидентом вокруг одного из опубликованных на портале материалов. Публикация появилась в сети в январе 2006 года. В ней говорилось о том, что якобы по вине одной из эстонских транспортных компаний было нарушено сообщение между материковой частью страны и островами. В материалах дела говорилось, что текст спровоцировал возмущение читателей, собрав за два дня более 180 гневных комментариев в адрес компании и ее основного акционера. По требованию представителей компании оскорбительные комментарии были удалены. Однако уже в апреле владелец транспортной компании подал иск о защите чести и достоинства к Delfi AS, добившись, в конечном счете, компенсации в 5 тысяч крон (около 320 евро). Верховный суд Эстонии постановил в июне 2009 года, что Delfi AS несет ответственность наряду с авторами комментариев, отметив, что количество комментариев свидетельствует о популярности ресурса, от чего, в свою очередь, зависит доход его владельца.
Именно в связи с этим Delfi AS обратилась с жалобой в Страсбургский суд в декабре 2009 года, заявив о нарушении прав и сославшись на статью 10 (Свобода выражения мнения) Европейской конвенции о правах человека. На портале ежедневно публикуется более 300 новостных сообщений, собирающих около 10 тысяч комментариев, которые никак не модерируются, но которые могут быть удалены после обращения к администрации, отмечалось в жалобе. Однако Страсбургский суд нарушения прав заявителя не усмотрел.
Материал по теме: