Одна из пуль была выпущена в рот азербайджанскому журналисту Эльмару Гусейнову – как знак наказания за слова
Сегодня исполнилось 10 лет со дня убийства редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова. Об этом пишет азербайджанская служба «Радио Свобода».
В материале напоминается, как 2 марта 2005 года в вечерние часы редактор журнала «Монитор» Эльмар Гусейнов был застрелен неизвестным на пороге своей квартиры. Преступник выпустил в него 7 пуль из пистолета. Некоторое время спустя, власти Азербайджана заявили, что убийство совершили граждане Грузии азербайджанского происхождения – Теймураз Алиев и Таир Хубанов. Однако власти Грузии отказались их выдать, заявив, что доказательств причастности этих лиц к убийству нет. Позже об организации этого убийства заявил главарь гангстерской группы, а по совместительству полковник уголовного розыска МВД Азербайджана Гаджи Мамедов. Однако власти так и не расследовали его заявление. Еще одну версию сообщил журналист Эйнулла Фатуллаев, который утверждал, что убийство было организовано полковником Министерства нацбезопасности Акифом Човдаровым, который лично признался ему в этом в изоляторе МНБ, где сидел арестованный в 2007 году Фатуллаев. После смерти журналиста его супруга с малолетним сыном эмигрировала в Норвегию.
«Примечательно, что одна пуля была выпущена в рот – так заказчики убийства наказывают жертву за слова и мысли, противоречащие их интересам, ценностям и взглядам. Эта метка была отправлена в виде послания всем журналистам и общественным деятелям, полагающим, что их право на свободу слова надежно защищено государством, и противники свободомыслия никогда не посмеют переступить кровавую черту», – в свою очередь пишет информагентство «Туран».
Как отмечается в материале, в силу того, что до сих пор не найдены ни заказчики, ни исполнители теракта, право на жизнь оспаривают различные версии. Одна из них гласит, что за этим убийством стоит лично президент Азербайджана Ильхам Алиев, оскорбленный жесткой критикой, переходящей в оскорбления. Другая версия говорит, что убийство совершили лица, решившие, таким образом, угодить главе государства. Третья версия о том, что это дело рук оппозиции, которая стремилась дестабилизировать ситуацию. Четвертая версия указывает на интересы внешних сил, стремящихся ослабить президента и страну. Пятая версия сообщает о каких-то недомолвках вокруг неразделенных денег. И, наконец, шестая версия, утверждает, что редактор стал жертвой борьбы внутри самой правящей команды, когда противники Алиева пытались спровоцировать нестабильность и свергнуть его.
«Все эти версии живут в умах, и каждая по-своему имеет право на существование, так как до сих пор мотивы убийства остаются загадкой для подавляющего большинства резидентов и нерезидентов Азербайджана лишь по той причине, что убийцы и их покровители не предстали перед судом. У этой истории расписан конец, но не поставлена точка. И очевидно, что ее не ставят по политическим и геополитическими мотивами - ключ к тайне имеет высшее руководство страны, спецслужбы Турции и США и возможно других сопредельных и несопредельных стран», – говорится в публикации.
Отмечается также, что хроника последовавших за убийством событий показывает, что принявшие оперативное участие в расследовании по приглашению президента Азербайджана спецслужбы США и Турции практически в считанные дни вышли на след убийц. Турецкая сторона тогда объявила, что официальному Баку были представлены имена заказчиков и исполнителей убийства. Но затем дело приняло иной оборот, местные следователи объявили убийцами азербайджанцев с грузинским гражданством. И эта сомнительная версия закрепилась в качестве официальной, но не доказанной в судебном порядке.
Согласно материалу, именно тот факт, что это убийство осталось не раскрытым, а его организаторы не понесли наказания, сыграло трагическую роль в последующем уничтожении самого понятия свободы слова в Азербайджане и свободной журналистки. С убийством Гусейнова в Азербайджане начинается новая эпоха невиданного давления на СМИ. Страна становится лидером по числу арестованных и избитых журналистов. И в день десятой годовщины гибели редактора «Монитор» в тюрьмах томятся более десяти журналистов и блогеров.
«Свобода журналистики уже рассматривается как анахронизм для новой плеяды журналистов, для которой служение “золотому тельцу”, а не принципам правды, объективности, плюрализма, чести и достоинства, становится нормой и новой моралью. Эта мораль привнесена и навязана обществу и журналистскому сообществу властью, для которой свобода слова является основной угрозой на пути личного обогащения и разграбления национального достояния. Подкуп и шантаж - вот два инструмента, которые стали главными аргументами в диалоге между властью и прессой. Эти отношения могли бы оставаться незыблемыми и долговечными, если бы не ряд «Но»: 1. Низводящее до бессмысленности политику уничтожения свободы выражения стремительное развитие интернет 2. Кризис авторитарной экономики и формы правления, геополитическое расширение границ демократии, ведут азербайджанское общество к глобальным переменам, которые неминуемо ознаменуются судом над истинными убийцами Эльмара Гусейнова», – заключает агентство.
В статье новостного сайта «Минвал.аз», посвященной к этой теме, представлены мнения журналистов, работавших с Гусейновым. Прежний обозреватель азербайджанского издания «Зеркало», частью которого вначале являлся «Монитор» - Рауф Миркадыров отметил, что со смертью Гусейнова азербайджанское общество потеряло очень сильного, агрессивного, талантливого журналиста, который был способен задеть за самое больное в обществе. «Вместе с Эльмаром, мы также потеряли некоторую свободу. Потому, что с его смертью, у многих журналистов появился какой-то страх. Многие журналисты просто перестали затрагивать определенные темы», – подчеркнул он.
Отметим, что сам Рауф Миркадыров был арестован в апреле 2014 года по обвинению в шпионаже в пользу Армении.
Журналист и публицист Чингиз Султансой, один авторов журнала «Монитор» в 2001-2005 годы, также рассказал свои воспоминания об Эльмаре Гусейнове. «Я, например, никогда и не просил гонорара за статьи. Я считал, что люди издают такой журнал, который издавать практически невозможно. Это был феномен. Степень свободы в “Мониторе” была выше, чем в любом другом издании в Азербайджане. И если его издают каким-либо образом, и ты там печатаешься, - я считал это для себя очень важным моментом, честью, – то, о каком гонораре речь? И это действительно так и было. Печататься у Эльмара означало пользоваться известностью. Любая вещь, опубликованная в “Мониторе”, становилась очень читаемой, известной многим. Я был известен как журналист и до сотрудничества с Эльмаром Гусейновым, но с удивлением наблюдал, насколько внимательно отслеживается каждый мой материал в “Мониторе”», – отметил журналист, подчеркивая, что его убийство он не считает случайным, поскольку его невозможно было запугать, его не смогли купить. По иному заставить его замолчать просто не смогли. Оставался только этот путь.
Материалы по теме:
А. Мамедли: Власти Азербайджана не намерены расследовать убийство журналиста Эльмара Гусейнова
Отец убитого в Баку журналиста Эльмара Гусейнова обвиняет власти Азербайджана
Азербайджанский журналист был убит по заказу властей
Wikileaks: Глава МНБ Азербайджана утверждал, что известного журналиста Э. Гусейнова убили за отказ от взятки