«Forum 18»: В Азербайджане «Ветхий Завет» является запрещенной религиозной литературой
В Верховном суде Азербайджана 14 июля 2015 года пройдет слушание по делу Камрана Абдиева. Его обвиняют в распространении религиозной литературы, которая не подверглась обязательной государственной цензуре, и ему грозит штраф в размере средней зарплаты за 18 месяцев. «У Камрана Абдиева нет адвоката, и он сам будет представлять себя на слушании», – сказала судья по этому делу Гульзар Рзаева. Об этом сообщает новостная служба фонда «Forum 18».
В материале отмечается, что в Азербайджане есть 8 религиозных «узников совести», 5 из них – мусульмане-сунниты. Министерство национальной безопасности (МНБ) Азербайджана держит их в следственном изоляторе в Баку, чтобы наказать за осуществление своего права на свободу религии или убеждений. Двое из 8 узников совести – женщины-Свидетели Иеговы, и восьмой заключенный – мусульманин-шиит. Государственная цензура строго применяется к религиозным текстам. Записи исламского богослова Саида Нурси, «Ветхий Завет» и некоторые тексты свидетелей Иеговы находятся в полицейском списке запрещенной религиозной литературы.
Как отмечается в материале, в соответствии с последним расширением полномочий Государственного комитета по работе с религиозными организациями Азербайджана, любой, кто организует зарубежные поездки в религиозных целях, включая паломничества заграницу, должен представить лицензию от Государственного комитета Азербайджана.
Летом 2014 года, 244 исламских книг были конфискованы у Абдиева. «Его действия, как книготорговца – незаконны», – сказал «Forum 18» азербайджанский чиновник, который не захотел представиться.
«Мы обнаружили, что они представляли фундаменталистский, политизированный ислам и распространяли межрелигиозное разногласие. По нашим критериям это запрещено», – заявил чиновник, но в то же время он не сумел объяснить, почему Абдиев был наказан за распространение религиозных книг не прошедших цензуру, а не по обвинению в якобы «экстремизме».
Чиновник из Государственного комитета Азербайджана с готовностью признал «Форума 18», что цензура религиозной литературы в стране существует. «Мы бы не работали здесь, если бы цензура была отменена». После «экспертного анализа» Государственного комитета Азербайджана, дело в отношении Абдиева было возбуждено под статьей 167-2.1 Уголовного кодекса Азербайджана, которое предусматривает наказание за «производство, продажу и распространение религиозной литературы, религиозных предметов и других информационных материалов религиозного характера с целью импорта, продажи и распространения без соответствующего разрешения». Наказание в первый раз за правонарушение является штраф на 5000 - 7000 манатв (около $4700 -6700) или лишение свободы на срок до 2 года.
«Форума 18» пишет, что та же судья Рзаева в Верховном суде Баку 24 февраля 2015 года отклонила последнюю апелляцию отказывающегося от военной службы «Свидетеля Иеговы» и бывшего узника совести Камрана Мирзаева. В настоящее время он намерен подать апелляцию в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге, куда уже обратились трое других Свидетелей Иеговы из Азербайджана.
Хотя Азербайджан в 2003 догу соответствующим документом Советы Европы принял обязательства, связанные с альтернативной службой, нет никаких признаков того, что правительство Азербайджана намерено сдержать это обещание. На вопрос, почему судья не поддержала право Мирзаева альтернативную гражданскую службу, в соответствии с Конституцией Азербайджана, судья Рзаева ответила: «Мы не имеем закон об альтернативной службе», – отмечается в материале.
В материале также говорится, что Кабинет министров Азербайджана ввел новое требование для организаторов религиозных туров за рубежом. Для этого они должны получить лицензию от Государственного комитета Азербайджана.
Материалы по теме:
В Азербайджане Свидетелям Иеговы грозит до 5 лет тюрьмы за распространение религиозной литературы
USCIRF: Религиозные репрессии в Азербайджане усилились в 2014г., в тюрьмах находятся 11 членов религиозных групп
«Forum 18»: В Нахичеване действуют более жесткие ограничения на свободу религии, чем на остальной территории Азербайджана