“ВымпелКом” делает несолидные заявления
На днях одна из армянских газет процитировала слова исполнительного вице-президента ОАО “ВымпелКом” по развитию бизнеса в странах СНГ, главного технического директора компании Сергея Авдеева: “Рано или поздно мы начнем предоставлять в Армении услуги мобильной связи под брэндом «Билайн»”. Ситуацию вокруг спора, возникшего из-за этого брэнда, и заявления представителя “ВымпелКом” в беседе с Panorama.am комментирует президент и соучредитель армянской компании ООО “БиЛайн” Айк Ханджян.
- Как Вы прокомментируете столь уверенные заявления руководства ОАО “ВымпелКом” о планируемом в ближайшее время ребрэндинге своей дочерней компании ЗАО “АрменТел”? На какой стадии находятся ваши переговоры?
- “ВымплеКом” обратился к нам с просьбой передать им права в отношении наших товарных знаков и поменять наше фирменное наименование еще в декабре прошлого года. Первоначально это предложение было полностью отвергнуто нами как неприемлемое. В результате настойчивости наших российских коллег, мы впоследствии согласились рассмотреть подобную возможность. Однако какой-либо конкретной договоренности пока не достигнуто. Заявление представителя “ВымпелКома”, мягко говоря, несолидные. С точки зрения этики, это все равно, что кому-либо сказать: "Рано или поздно я буду жить в твоем доме и есть из твоей тарелки”.
- Можно ли сказать, что "настойчивость" проялялась в виде силового или административного давления со стороны "ВымпелКома", "АрменТела" или иных структур?
- Реального давления пока не оказывалось, и, надеюсь, не будет оказываться в будущем. Хотя в наших реалиях ничего не исключено.
- Не нарушает ли заявление г-на Авдеева интересы и права вашей компании, и если да, то как вы собираетесь отстаивать их?
- Эти заявления в первую очередь нарушают наши устные договоренности на период переговоров. Фактически, посредством официальных заявлений и заказных «имиджевых» публикаций, “ВымпелКом” приступил к попыткам вытеснения нашего брэнда с армянского рынка. Конечно, можно отговориться: мол, Авдеев воспользовался свободой мнения и слова. Но ведь свобода - это не вседозволенность. С таким же успехом можно было бы выразить уверенность, что “АрменТел” рано или поздно будет выступать под каким-либо иным брэндом, например, под брэндом “Coca Cola”, или что российские железные дороги будут выступать под брэндом “Билайн», выкрасив шпалы, через один, в желтый цвет. (Пардон компании Coca Colа и железнодорожникам). Может ли такое поведение рассматриваться как норма? Мы же, согласившись пойти навстречу нашим российской коллегам, всецело придерживались нашей договоренности и, по возможности, воздерживались от PR-акций. В частности, следуя просьбе руководства “ВымпелКома”, мы особо не рекламировали себя, и даже не разместили на ТВ наши традиционные поздравления с Новым годом и 8 марта. Недавно мы завершили локализацию Microsoft XP, но мы не стали делать подобающий такому случаю широкомасштабный PR. То есть, с нашей стороны все было корректно, чего хотелось бы ожидать и от наших российских коллег.
После мартовского заявления Авдеева, мы попросили руководителей “ВымпелКома” и “АрменТела” впредь воздерживаться от подобных некорректных заявлений. Были даны соответствующие заверения, но, как видим, они не были сдержаны. Если такой подход будет проявляться и далее, лично я откажусь от каких-либо дальнейших переговоров.
Заключение относительно поведения “ВымпелКома” с точки зрения права должны дать юристы. Искать судебной защиты мы пока не намереваемся. Однако, учитывая специфику национального судопроизводства и внесудебных «разрулирований», в целях защиты от непредвиденных развитий, с нашей стороны уже приняты определенные подготовительные меры. В случае каких-либо административных и судебных действий по инициативе противоположной стороны, мы готовы будем представить необходимые доказательства и, уверен, отстоять свои права в любых инстанциях.
- Не опасаетесь ли вы быть обвиненным в недобросовестности – в том, что вы "примазались" к такому известному и популярному брэнду?
- Наша компания ни к кому не "примазывалась" и носит имя «BiLine» с момента своего основания в 1996 году, когда не только о вступлении “ВымпелКома” на армянский рынок никто не думал, но и брэнд “Билайн” не существовал на рекламном поле вообще. С российским Beeline-ом название нашей компании никак не связано. Выбор наименования нашей компании был очень прост. Изначально планировалось, что компания будет предлагать товары и услуги в разных высокотехнологичных сферах, однако преимущественными должны были быть два направления: поставка оборудования («хард») и разработка программного обеспечения («софт»). На латинском приставка «би» означает «два». Два направления, две линии, отсюда и «БиЛайн». Обвинять нас в недобросовестности настолько же абсурдно, как обвинять моих родителей в том, что мои имя и фамилия выбраны с тем замыслом, чтобы на 50 году жизни я имел бы офис на улице своего же имени по адресу Ханджяна 50.
- Не боится ли армянский “БиЛайн” удостоиться участи местных Интернет-провайдеров, ведь такой тяжеловес, как “ВымпелКом”, может вдруг решить торговать компьютерами и вытеснить “БиЛайн” с рынка?
- Сомневаюсь, что нас так уж легко вытеснить с рынка. Кроме индивидуальных клиентов, у нас большая корпоративная клиентская база, включающая в себя множество серьезных государственных, дипломатических, международных и частных коммерческих структур. У компании многолетние прочные партнерские взаимоотношения с такими мировыми вендорами, как Microsoft, IBM, Hewlett Packard, APC, Alcatel, Cisco и др. Кроме того, в течение последних трех-четырех лет компания делала серьезные шаги и инвестиции по расширению сферы своей деятельности.
- Может ли армянский “БиЛайн” предпринять ответные шаги и развернуть деятельность в области телекоммуникаций?
- Мы уже не первый год осуществляем деятельность в этой сфере и предоставляем телекоммуникационные услуги на рынке Армении, однако их объемы пока что относительно невелики. Сфера информационных технологий и телекоммуникационных услуг эволюционирует чрезвычайно быстро, и трудно предугадать, каким будет основной профиль нашего бизнеса завтра. В любом случае, мы не собираемся делать что-либо в пику кому-либо.
- По некоторым данным, армянский мобильный оператор “ВиваСелл” также заинтересован в приобретении прав на ваш товарный знак. Так ли это?
- Ничего подобного, это просто чушь. На мой взгляд, “ВиваСелл” – профессиональная компания, и она очень уверено чувствует себя под своим брэндом.
- Вернемся к переговорному процессу. Не секрет, что в ходе переговоров вашей компании предлагали определенную сумму за уступку брэнда.
- Конкретные суммы и даже их порядок я не могу назвать, но отмечу, что позиции сторон в этом вопросе существенно расходятся.
Фактически, стороны не сошлись в главном...
Можно ли заранее оценить, насколько возрастет цена российского брэнда «Билайн» при его использовании в Армении, если, по оценкам экспертов, он уже сегодня стоит 5 миллиардов? Может ли закрытие перспектив внедрения брэнда «Билайн» в Армении негативно повлиять на его глобальное позиционирование и насколько нужен “ВымпелКому” ребрэндинг в Армении? Сможет ли “АрменТел” реабилитировать свой брэнд без того, чтобы укрыться под желто-черным зонтом “ВымпелКома”? Согласно публикации газеты «КоммерсантЪ» от 18.06.07 г., по оценкам специалистов из Stas Marketing Partners, владельцы армянского “БиЛайна” вполне могут рассчитывать на 5-10% от годового объема выручки “АрменТела”, а это может составить от 4.5 до 9 миллионов долларов.