Алиев царствует, но царем себя не считает
Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал накануне интервью телеканалу Евроньюс. Азербайджанский президент использовал общеевропейский телеканал для пропаганды собственной персоны и своей страны. В этом плане корреспондент Евроньюс и Ильхам Алиев сделали упор на три основных вопроса: Нагорно-карабахский конфликт, армяно-турецкие отношения, внутренняя жизнь Азербайджана.
Алиев опровергает Сергея Лаврова
Отвечая на вопрос, каковы шансы мирного урегулирования карабахского конфликта, и насколько оптимистично он настроен в этом вопросе, президент Азербайджана заявил: “Скажу вам лишь, что предложения посредников основываются на восстановлении территориальной целостности Азербайджана, на выводе армянских войск со всех оккупированных территорий, в том числе за административными границами Нагорного Карабаха, на возвращении внутренне перемещенных азербайджанцев на эти земли и открытии всех линий коммуникаций”.
Понятно, что Ильхам Алиев не сказал ничего нового. Однако выученный наизусть этот текст сегодня имеет большую стоимость, тем самым Ильхам Алиев отрицает факт прогресса в переговорном процессе.
Напомним, что после состоявшейся 25 января в Сочи встречи министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что “есть общее понимание по преамбуле предполагаемого документа”. Спустя несколько дней из официальных источников стало известно, что в преамбуле закреплены предложения посредников, которые известны как “мадридские принципы”. 10 июля 2009 года на сайте Госсекретариата США был официально обнародован документ, в котором были представлены эти принципы.
Сравнивая комментарии Ильхама Алиева с официальным документом (см. В Азербайджане не знают английский или местный язык несовершенен?), можно заметить, что он корректирует предложение посредников и представляет по-своему, забывая, в частности, что 1. в одном из принципов закреплено: “Определение окончательного правового статуса Нагорного Карабаха посредством волеизъявления с обязательным правовым последствием”, 2. понятие “возвращение беженцев и внутренних переселенцев” предполагает также возвращение насильственно переселенных из Азербайджана 400 тысяч армян и восстановление их имущественного права, 3. четко закреплены пункты о необходимости сухопутного коридора между Арменией и НКР и международных гарантий безопасности.
Предав забвению это и ряд других обстоятельств, Алиев, по сути, показывает, что его восприятие предложений посредников принципиально отличается как от восприятий армянской стороны, так и от восприятий самих посредников. Говоря другими словами, Ильхам Алиев просто-напросто опровергает утверждение Сергея Лаврова о том, что сторонам удалось прийти к общему пониманию преамбулы. Общего понимания, как видно, нет, и невосприимчивость Ильхама Алиева остается в прежних рамках.
Добавим, что Ильхам Алиев попытался эффективно использовать предоставленную ему возможность и распространить различные фальшивые сведения, пытаясь создать в европейской аудитории созвучный его “пониманиям” фон. И. Алиев, в частности, пытаясь обосновать то, что Азербайджан никогда не согласится на независимость НКР, заявил: “Мы все живем бок о бок… У нас проживают армяне, в Армении есть азербайджанцы, и в прошлом здесь не было проблем”. Нетрудно заметить, что президент Азербайджана просто лжет. Причем лжет наглым образом. Он, кончено же, прекрасно знает, что после бакинских погромов и насильственного выселения армян в Азербайджане армяне больше не живут, знает также, что последние 20 лет въезд в Азербайджан не только граждан Армении и НКР, но и граждан других государств армянского происхождения незаконно закрыт. Прибывших для участия в международных спортивных турнирах иностранцев армянского происхождения отправляли назад прямо из аэропорта только потому, что у них армянская фамилия.
Ложь Алиева этим не ограничивается. Он также заверяет, что “Армения не проявляет готовности соответствовать международным правовым нормам” и “не выводит свои войска с международно признанных территорий Азербайджана”. Не раз было сказано, что “Вооруженные силы Армении”, “Армия обороны НКР” и “армянские войска” это совершенно разные правовые понятия, но Ильхам Алиев этого или не может понять, или же, понимая очень хорошо, пытается ими манипулировать и ввести в заблуждение аудиторию, незнакомую с сутью конфликта.
Однако это азербайджанскому руководству не удалось сделать ни за прошедшие 20 лет, и не удастся также в ближайшие 20 лет. Причина в том, что мир нуждается не в личных комментариях Ильхама Алиева, а в его политической позиции как руководителя страны. Судя по неадекватной интерпретации, эта позиция пока что не сформировалась или, исходя из каких-то соображений, держится в секрете (в конце января этого года российские эксперты полагали, что обнародование позиции может стать причиной смены власти в Азербайджане).
Разница в восприятии Алиева и мира более чем глубока
Восприятия президента Азербайджана, фактически, отличаются от восприятия всего мира не только в вопросе нагорно-карабахского конфликта, но и в вопросах, связанных с другими региональными процессами.
Говоря об армяно-турецком урегулировании, Алиев настаивает на необходимости связать этот процесс с процессом урегулирования карабахского конфликта. “Я считаю, что перед нами сейчас открывается уникальная возможность: на фоне идущего сейчас турецко-армянского процесса мы подошли к завершающей стадии в переговорах между Арменией и Азербайджаном, – давайте совместим энергию двух этих процессов, чтобы ни одна страна в регионе не считала бы себя забытой, не думала бы, что ее национальные интересы игнорируются… потому что в таком случае напряжение неизбежно”, - сказал он.
Эта формулировка Ильхама Алиева содержит как фальшивые сведения, так и неверные заключения и абсурдные тезисы. Во-первых, что значит “завершающая стадия переговоров”? Сопредседатели Минской группы ОБСЕ не раз заявляли, что на “завершающей стадии” к переговорам присоединится также официальный Степанакерт. Факты пока что подсказывают, что НКР непосредственно не принимает участия в переговорах. То есть, говорить о завершающей стадии пока преждевременно. Тогда как в армяно-турецком процессе “разумные сроки” подходят к концу.
Во-вторых, когда и где это видел Ильхам Алиев, закончивший Московский институт международных отношений, чтобы все усилия и энергия, направленные на мирное решение отдельных региональных конфликтов, были совмещены. История свидетельствует, и об этом знает Ильхам Алиев, что подобные инициативы завершаются мировыми войнами. С другой стороны, если следовать методологии Ильхама Алиева, получается, что урегулирование карабахского конфликта следует связать также с проблемами Кипра, Южной Осетии и Абхазии, и в этом случае найти решение будет проще. Если это не абсурд, то мы предлагаем Азербайджану отныне руководствоваться также развитиями в Пенджабе, Палестине и Сомали.
Но все, в том числе и Ильхам Алиев, понимают, что предложенная им модель абсурдна. Он понимает, что в вопросе Нагорного Карабаха армянская сторона никогда не пойдет на уступки и думает, что его единственная надежда – это блокада двух армянских государств. Следовательно, ему нужно не решение существующего конфликта (всем понятно, что на решение в рамках положенных на стол переговоров предложений Азербайджан не готов), а предотвратить выход Турции из необъявленного “пакта блокады”. Удастся ему это или нет, покажет время.
А почему у вас правят пожизненно?
Третья часть интервью представляет собой диалог, в котором корреспондент Евроньюс затрагивает проблемы политической системы Азербайджана с конкретными оценками и характеристиками, а Ильхам Алиев бесполезно возражает.
Ниже приводим текст диалога:
euronews: Что вы ответите тем, кто говорит, что вы управляете страной как постсоветской диктатурой?
Ильхам Алиев: Такого рода выражения для нас оскорбительны. Порой мы становимся мишенью совершенно неоправданных, чрезвычайно пристрастных критических нападок, будь то в международных СМИ или в так называемых международных правозащитных группах. Все эти попытки представить Азербайджан как недемократическую страну абсолютно неприемлемы. Мы понимаем, что, по мере того, как растет значимость Азербайджана, будут множиться и попытки повлиять на Азербайджан со всех сторон света.
euronews: Как тогда быть с утверждениями, что оппозиция в Азербайджане лишена реального политического шанса, и вы лишаете слова многих ваших оппонентов?
Ильхам Алиев: Ну, здесь слово за народом… не наша вина, если в Азербайджане слабая оппозиция. И я даже могу вам сказать, почему оппозиция сейчас находится в таком… катастрофическом состоянии: потому что народ Азербайджана живет все лучше и лучше. В кризисном 2009-м году наша экономика выросла на 9.3 %, промышленность – на 8.6 %, инфляция составила лишь 1.5 % и валютные запасы достигли 20.4 млрд. долл. Что может дать оппозиция в таких обстоятельствах? Только критиковать? Что ж, они и так этим занимаются день ото дня, и мы не возражаем.
euronews: Но на конституционном референдуме в марте 2009 г. было отменено ограничение на число президентских мандатов. Вы хотите оставаться у власти бесконечно?
Ильхам Алиев: Знаете, это не было сделано… по каким-то личным причинам. Такая практика существует во многих странах.
euronews: В демократических – нет…
Ильхам Алиев: Ну, смотря где… Если, например, номинальным главой государства является царь, а премьер-министр может избираться хоть 5 раз подряд, это не сильно отличается от нашей ситуации. Посмотрите на европейские страны, и вы увидите…
euronews: Вы, часом, не считаете себя царем?
Ильхам Алиев: Нет-нет…. Я считаю себя главой исполнительной власти, в случае ваших стран, это премьер-министр, кoторый может быть избран много раз. Почему тогда народ должен быть лишен этого права? Если у них есть выбор, если есть возможность выбирать…
euronews: Действительно, если!
Ильхам Алиев: …. то тогда они могут выбрать, кого хотят. Если… А демократический процесс в Азербайджане идет весьма активно. И потом, мы же не вмешиваемся во внутренние дела ваших стран, хотя есть очень многое, что нам не может нравиться, против чего мы могли бы возразить или счесть смехотворным… Но мы же не говорим об этом.
euronews: Например?
Ильхам Алиев: Именно, мы ничего не говорим… и ведем себя чрезвычайно деликатно. Внутренние проблемы страны, ее традиции, ее история, политическая система, ее отношение к лидерам нации нужно оставить народу страны, ему решать.
euronews: Да, но Азербайджан – член Совета Европы…
Ильхам Алиев: Если кто-то… Если кто-то хочет воспользоваться критериями демократии для достижения своих целей, мы этого не допустим!
Этот диалог можно бесконечно комментировать. В ближайшее время мы подготовим отдельные публикации по поводу представленных мыслей Ильхама Алиева. А сегодня мы хотим привлечь внимание наших читателей к нескольким обстоятельствам.
Очевидно, что корреспондент Евроньюс, судя по формулировкам и постановке вопросов, не ставит вопрос диктатуры в Азербайджане под сомнение, и всего лишь пытается получить комментарий диктатора по этому поводу. А последний, в свою очередь, не дает конкретного опровержения данному факту, всего лишь отмечает, что критика его и его страны необъективна и направлена, на то, чтобы поставить Азербайджан на колени. Складывается такое впечатление, что истории об “осле и блогерах”, “десятках осужденных журналистов”, “официального черного списка СМИ” и множество других историй – всего лишь являются попыткой сдержать различные части света, а Human Rights Watch, Transparency International, Freedom House и другие организации – агенты. А по уровню демократии Азербайджан уступает разве что Саудовской Аравии.
Второе достойное внимания обстоятельство – на адресованные ему обвинения Алиев отвечает упоминанием опыта стран корреспондента, но так и не приводит ни одного конкретного примера. А на просьбу корреспондента привести подобный пример не отвечает, ссылаясь при этом не на то, что у него нет ответа, а на некую “деликатность”.
Конечно, нас не очень волнует, насколько Азербайджан демократическая страна, и каким образом он предоставляет свому народу “право выбора”. Для нас из вышеприведенного диалога важны два обстоятельства.
Во-первых, Ильхам Алиев призывает, чтобы Европа смирилась с выбором каждого народа, ее историей, ее традицией. Именно этот призыв мы переадресуем ему, советуя не противиться выбору, истории и традициям народа НКР и не представлять их в искаженном свете.
Во-вторых, на напоминание корреспондента о том, что Азербайджан является также членом международного сообщества, и конкретно, структуры, которая создает и применяет демократические принципы – Совета Европы, Ильхам Алиев дает, по сути, ультимативный ответ. “Если кто-то хочет воспользоваться критериями демократии для достижения своих целей, мы этого не допустим!”. Фактически, Ильхам Алиев нашел ответ на дилемму Европа или вечная власть – он выбирает второе. По всей вероятности, в ближайшие пять лет эта линия еще больше укоренится. Естественно, это не может не учитываться также в контексте карабахского урегулирования.