Рубен Заргарян: Для Москвы неконструктивность и агрессивность Баку стали очевидны
Вчера, 25-го февраля в российском информагентстве «Росбалт» состоялся круглый стол на тему «Нагорный Карабах: проблема без решения». В круглом столе приняли участие: Рубен Заргарян, кандидат исторических наук, советник министра иностранных дел НКР; Сергей Маркедонов, кандидат исторических наук, политолог; Григорий Трофимчук, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития; Дарья Митина, член совета «Левого фронта», политолог; Адалет Джабиев, исламский общественно-политический деятель. В зале также присутствовали российские журналисты и политологи и больше десятка азербайджанских журналистов, а также представители посольства Азербайджана в РФ. Были и армянские журналисты.
Эксклюзивное интервью Panorama.am с участником круглого стола кандидатом исторических наук, советником министра иностранных дел НКР Рубеном Заргаряном
- Вы были участником данного мероприятия. Рубен Александрович, расскажите, пожалуйста, какие темы обсуждались, в каком направлении была дискуссия и насколько удалось донести нашу позицию и точку зрения по обсуждаемым вопросам?
- В пресс-релизе «Росбалта» были обозначены темы для обсуждения следующим образом: «В середине февраля 2009 года непризнанная Нагорно-Карабахская республика представила свои предложения по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта действующему председателю ОБСЕ, предложив перевести обсуждение из межнациональной плоскости в контекст международного права. Стоит отметить, что переговоры об урегулировании конфликта проходят на фоне потепления отношений между Арменией и Турцией и одновременно попыток Израиля оказать давление на Азербайджан в контексте усиления противостояния с Ираном. Как скажутся обе эти тенденции на перспективе разрешения проблемы Карабаха? Насколько высок риск возникновения новой войны в регионе? Каким должен быть разумный компромисс?».
Позиция Нагорно-Карабахской Республики, освещенная мною в ходе выступления и последующей дискуссии, была с большим интересом воспринята российскими журналистами и политологами. Для Москвы неконструктивность и агрессивность Баку стали очевидны. В своем выступлении я перечислил все препятствия по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта. Подчеркнул неконструктивность позиции Баку, их неуважение к МГ ОБСЕ и международному праву. Было констатировано, что Баку демонстративно озвучил отказ от каких-либо реальных шагов для решения азербайджано-карабахского конфликта. Мною было доказано, что Баку не признает международное право и выдвигает юридически ничтожные территориальные претензии к НКР. Я высказал позицию НКР по международно-правовым основам и принципам цивилизованного урегулирования. Мною было подчеркнуто, что единственный логичный международно-правовой выход из ситуации – это окончательное признание НКР международным сообществом и начало полноценных переговоров НКР с Азербайджаном по заключению мирного договора.
В своем выступлении я подчеркнул, что позиция властей Азербайджана состоит исключительно из ничем не обоснованных территориальных претензий к НКР и сводится к требованию передачи Баку на первом этапе реинтегрированных районов НКР для создания удобных плацдармов для военного захвата всего Нагорного Карабаха на втором этапе. Пропагандистское утверждение Азербайджана о том, что НКР якобы оккупирует азербайджанские территории, противоречит международному праву и истории. Необоснованные территориальные требования Азербайджана к НКР следует рассматривать как неуместные, неприемлемые и несоответствующие поиску взаимоприемлемых решений по вопросу заключения мирного договора.
В ходе дальнейшей дискуссии я привел аргументы, почему Азербайджану в принципе вообще не нужен никакой статус Карабаха в составе Азербайджана, а также, почему Баку должен быть заинтересован признать независимость НКР. В дискуссии мною было также отмечено, что Россия больше заинтересована в развитии экономических отношений с Арменией, чем с Азербайджаном.
Я также подчеркнул, что в повестке дня стоит вопрос конструктивной трансформации базовых принципов урегулирования, которые должны быть следующими: определение статуса НКР - исключительное право народа Нагорного Карабаха; окончательное признание международным сообществом государственной независимости НКР; взаимное признание независимости НКР и Азербайджанской Республики; восстановление территориальной целостности Нагорного Карабаха; мирное разрешение споров и неприменение силы или угрозы силой; полноценные переговоры между НКР и Азербайджаном по заключению мирного договора, в рамках которого только на взаимной основе может и должна быть решена проблема территорий и беженцев.
К сожалению, вместо серьезного диалога и анализа ситуации, выступления азербайджанских участников отличались агрессивностью и бессмысленной эмоциональностью, что было отмечено российскими участниками круглого стола. Основной тезис представителей Баку состоял в том, что Армения должна вернуть «оккупированные территории», в противном случае Азербайджан объявит священную войну, то есть джихад. Приводился даже такой аргумент, что даже если в этой войне погибнут 4 миллиона азербайджанцев, то все равно Карабах будет завоеван.
Ряд российских участников круглого стола отметили, что возможность признания независимости НКР весьма велика, а предстоящие в мае 2010 года парламентские выборы в НКР следует признать. Кроме того, было подчеркнуто, что так называемые Мадридские принципы – сырой документ. Все российские политологи однозначно высказались за мирное урегулирование конфликта.
- Расскажите, пожалуйста, про инцидент с азербайджанскими журналистами.
- В начале работы круглого стола азербайджанцы выразили протест против таблички, стоящей на столе напротив меня, на которой организаторы круглого стола написали: советник министра иностранных дел НКР. Ведущий круглого стола категорически отверг азербайджанский протест. Таким образом, азербайджанская война с табличками провалилась.
В конце дискуссии, поняв полный провал азербайджанской пропагандистской машины на круглом столе, корреспондент азербайджанского информагентства «АПА» в Москве Роман Агаев скатился на личные оскорбления в мой адрес, которые были жестко и профессионально пресечены ведущим круглого стола, подчеркнувшим, что если азербайджанский представитель будет наносить личные оскорбления, то он должен будет покинуть зал конференции.
Далее Р.Агаев потребовал почтить память жертв «геноцида» Ходжалы вставанием. Ультимативный тон Агаева вызвали недоумение участников круглого стола. В ответ я призвал почтить память всех жертв азербайджано-карабахского конфликта, в том числе жертв геноцида против армян в Сумгаите, Баку, Кировабаде, Мараге. Именно моя позиция была дружно поддержана участниками круглого стола. Так что, и эта азербайджанская провокация с треском провалилась.
- Вы активно участвуете в различных мероприятиях, где обсуждаются проблемы и вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, вас охотно приглашают на «круглые столы», где вы четко и аргументировано отстаиваете справедливую позицию Нагорно-Карабахской Республики, ваши статьи по урегулированию конфликта напечатаны во многих странах. Это вызывает крайне нервную реакцию азербайджанской стороны. Расскажите подробнее об этой ситуации.
- Истеричная реакция азербайджанских пропагандистов связана с тем, что им нечего сказать по содержанию аргументированной и безупречной позиции НКР, полностью основанной на международном праве и реалиях XXI века. В мире растет понимание того, что окончательное признание независимости НКР - это естественный и единственный путь к урегулированию конфликта и наиболее эффективный инструмент поддержания мира в регионе.
Весьма характерно и показательно, что многие российские и зарубежные эксперты все чаще говорят о бессмысленности диалога с неквалифицированными азербайджанскими горе-политологами, которые заполонили различные форумы.
Основную задачу НКР на международных форумах я бы сформулировал следующим образом. Во-первых, просвещение мирового экспертного и дипломатического сообщества в основных вопросах урегулирования азербайджано-карабахского конфликта и достижений НКР, формирование устойчивого понимания позиции НКР и отражение ее в своей работе. Во-вторых, восстановление полноценного официального участия НКР во всех переговорных и миротворческих процессах.