Рубен Саакян: Сумгаит - это самый натуральный геноцид
Сумгаитский геноцид был организован в связи с карабахской проблемой. Накануне cумгаитской резни, а именно 26 февраля 1988 года советский Генсек Михаил Горбачев обратился к народам Армении и Азербайджана с призывом соблюдать спокойствие и выдержку. В этот же день в Сумгаите начались митинги с лозунгами, направленными против армян. 27 же февраля в Сумгаите тысячные толпы вновь вышли на антиармянские митинги и шествия, которые практически сразу же переросли в нападения на квартиры армян, убийства их обитателей, массовые погромы домов, объектов торговли, поджоги автомобилей. 28 и 29 февраля погромы продолжались.
Избранный правовой подход раздробил преступление Сумгаита на десятки более или менее тяжких преступлений, увел от сути происшедшего, а главное – оставил в тени условия и причины, породившие Сумгаит, и организаторов, сумевших из сотен азербайджанцев сделать преступников, совершивших единое преступление – геноцид.
Интервью Panorama.am с председателем Палаты адвокатов Рубеном Саакяном, принимавшим участие в сумгаитских процессах в качестве защитника потерпевших
- В те дни Вы вели одно из уголовных дел по сумгаитским событиям. Чем оно завершилось и есть ли сведения о других делах?
- Уголовное дело, связанное с сумгаитскими событиями, было раздроблено проводящей расследование следственной группой на многие эпизоды хулиганских преступных проявлений на территории Сумгаита в известное нам время и направлены в различные суды. Некоторые эпизоды рассматривались бакинскими судами, некоторые – сумгаитскими и московскими. Сведений об этих делах нет.
Мне известно только о двух делах, одно рассматривалось в Москве, а другое – в самом Сумгаите под председательством заместителя председателя Воронежского областного суда Корольковой Татьяны. Я участвовал в этом деле, представлял семьи 5 пострадавших армян. Однако через 13 дней мы вынуждены были покинуть зал судебных заседаний, потому что в адрес потерпевших и самого меня звучали угрозы со стороны присутствующих в зале заседаний. Наша безопасность не была обеспечена, и потерпевшие потребовали от меня выйти из процесса. Так мы провели всего 13 дней, переписали все уголовное дело, которое, однако, не сохранилось у меня.
Еще одно дело в Москве вели Рубен Рштуни и Шапошникова Полина. Знаю, что еще одно дело было в Волгограде.
- Чем завершились эти дела?
- Чем они завершились – мне не известно. По моему делу были осуждены 3 азербайджанца: один на 15 лет, другой – на 10, а третий уже и не помню.
- Понесли они назначенное наказание?
- Отсидели они назначенный срок или нет, не знаю, но мне известно, что фотография одного из них после совершения им убийства, в апреле 1988 года оказалась на доске почета предприятия, где он работал.
- Можно ли сказать, что правовая оценка сумгаитским событиям пока не дана?
- У меня была статья именно с таким заголовком. И хочу отметить, что правовая оценка этим событиям пока не дана.
- Что должно сделать для этого правительство?
- Ровным счетом ничего. И когда я об этом говорю, журналисты со мной не соглашаются. Невозможно сделать через 22 года то, что надо было сделать в первые дин, в первые годы. Это не геноцид армян в Османской Турции, чтобы бороться за признание его геноцидом. Мое личное мнение – никогда Сумгаит не будет признан геноцидом, хотя это самый натуральный геноцид.
- Можно ли назвать сумгаитские события продолжением Геноцида армян в 1915 году?
- Нет, нельзя. Сумгаит и Османская Турция – это совершенно разные события.
- Но в обоих случаях убивали по национальному признаку…
- В Ирландии то же убивали по национальному признаку, то же самое было в Камбодже. Но Сумгаит – это другое. То была Турция, а это Азербайджан. То, что эти убийства и там, и здесь были в отношении армян, это факт. Но нельзя говорить, что геноцид февраля 1988 года – это продолжение геноцида в Османской Турции 1915 года. А почему в 1915 году? Десятилетиями осуществлялся геноцид. И в 1905 году был, и в 1890-ых и после 1915 года, в 1923 году был…Геноцид – не обязательно убийства, но и этнические чистки. Разве не геноцид, что в Нахичеване не осталось ни одного армянина?