Со дня убийства известного оппозиционного азербайджанского журналиста прошло 5 лет
«Мы проиграли войну, потому что воевали не за свою землю. Наши беженцы не хотят возвращаться, потому что это не их земля…». Эльмар Гусейнов, «Монитор», № 5, 1997.
Сегодня, 2 марта 2010 года исполняется 5 лет со дня убийства известного азербайджанского журналиста, главного редактора журнала «Монитор» Эльмара Гусейнова. До сих пор это кровавое и наглое преступление, ставшее вызовом демократии в Азербайджане, остается нераскрытым. 38-летний Эльмар Гусейнов был убит неизвестным, выпустившим в него семь пуль у порога его квартиры вечером 2 марта, когда журналист возвращался с работы домой.
На следующий день глава Азербайджана Ильхам Алиев публично осудил это преступление и обещал сделать все для его скорейшего раскрытия. Вскоре правоохранительные органы заявили о причастности к этому преступлению граждан Грузии Тахира Хубанова и Теймураза Алиева. При этом ничего не говорилось о мотивах убийства и его заказчиках.
Однако Генпрокуратура Грузии отказалась выдать Азербайджану Хубанова и Алиева. Тбилиси запросил у Баку материалы уголовного дела, заявив, что подозреваемые будут задержаны, если их вина будет подтверждена, и они предстанут перед правосудием в Грузии. Баку не среагировал на это, пишет «Туран».
Настоящая бомба разорвалась 25 июля 2006 года, когда лидер гангстерской группы Гаджи Мамедов в ходе суда заявил, что Эльмар Гусейнов был убит членами его группы по заказу бывшего министра экономразвития Азербайджана Фархада Алиева. (В октябре 2005 года Фархад Алиев был арестован по обвинению в попытке госпереворота, однако осужден на 10 лет тюрьмы за хищения).
Признание Гаджи Мамедова развалило версию следствия о причастности к убийству Хубанова и Алиева. Однако правоохранительные органы так и не подтвердили версию о причастности Гаджи Мамедова к убийству журналиста. Примечательно и то, что о причастности банды Гаджи Мамедова к убийству уже 4 апреля 2005 года заговорили турецкие сыщики, приглашенные для расследования властями Азербайджана. Однако следственные органы отвергли эти утверждения. Мотивы властей ясны: признание Гаджи Мамедова подтверждает причастность членов правительства и МВД к этому громкому преступлению и его политический характер.
Все эти годы в общественном мнении страны существует убеждение о причастности властей к данному убийству. Это следует не только из отношений властей к независимой прессе, но и других фактов.
Так, в канун убийства из источников в правоохранительных органах Азербайджана стало известно о списке 6-7 известных общественных и политических деятелей, которые должны быть убиты. По версии информированных источников, эти убийства должны были всколыхнуть общество и дестабилизировать ситуацию. Конечной целью была отмена предстоящих в октябре 2005 года парламентских выборов. Эльмар Гусейнов был одним из лиц в «расстрельном» списке. Другим был убитый в 2004 году на пороге своего дома бывший полковник полиции Фатулла Гусейнов.
В любом случае, Эльмар Гусейнов был фигурой, которую власти очень долго пытались устранить. Так, за несколько месяцев до убийства журналист заметил слежку за своей квартирой. Незадолго до убийства он получил конфиденциальную информацию, что из высших кругов поступил заказ на его убийство. Предложения друзей и коллег на эмиграцию он проигнорировал.