Washington Post: Сделки с дорогой недвижимостью в Дубае вызывают вопросы к президенту Азербайджана
Даже по меркам страны, привыкшей к экстравагантным покупкам, это был чересчур впечатляющий шоппинг: за две недели до нового года 11 летний мальчик из Азербайджана стал собственником 9 особняков на набережной «Пальма Джумейра» в Дубае, сообщает газета Washington Post.
Стоимость особняков составляет приблизительно $44 млн., по грубым подсчетам – это заработная плата среднего гражданина Азербайджана за 10 тыс. лет работы. Однако мальчик, который стал владельцем роскошной недвижимости в Дубае, кажется, совсем не укладывается в категорию «среднего азербайджанца со средней заработной платой».
Имя мальчика и дата его рождения, согласно данным учета Департамента земельной записи города, полностью соответствует имени и дате рождения сына президента Азербайджана Ильхама Алиева – Гейдара Алиева.
Официальный Баку отказался комментировать, как сын президента страны или, по крайней мере, азербайджанский школьник с той же датой рождения и именем, что у сына президента, стал собственником дорогой недвижимости класса «люкс» на острове «Пальма Джумейра», где живут и отдыхают мультимиллионеры, звезды и другие персоны с огромным состоянием.
К слову, годовой размер заработной платы президента Алиева составляет приблизительно $228 тыс., чего в любом случае не хватит даже для покупки самого маленького домика в «Пальма Джумейра».
Пресс-секретарь президента Азербайджана Азер Гаcымов отказался комментировать информацию о многомиллионных «покупках». «У меня нет никаких комментариев. Достаточно разговоров. До свиданья», - сказал он по телефону в ответ на соответствующие вопросы. Споуксмен азербайджанского президента также оставил без ответа запросы, высланные по факсу, электронной почте и по коротким сообщениям мобильной связи.
Азербайджан, бывшая советская республика, щедро одаренная нефтяными и газовыми запасами, за пределами столицы представляет собой нищую страну, и пользуется репутацией коррупционного государства.
Всплывшая информация о покупке недвижимости в Дубае четко показывает, сколько денег правительство страны накопило и в какой форме, по крайней мере, часть этого богатства спрятана за рубежом.
Проблема для Вашингтона
Транзакции обостряют дилемму, годами омрачающую отношения Вашингтона с Азербайджаном: как согласовать безопасность и интересы Белого Дома в области энергетики в богатом ресурсами государстве в Каспийском регионе, учитывая то, что в ежегодном докладе Госдепартамента США по правам человека Азербайджан был причислен к странам с «всепроникающей коррупцией в растущем авторитарном режиме».
ВС Азербайджана участвуют в миротворческих операциях в Афганистане и Ираке, однако у себя на родине, согласно заявлениям ряда региональных экспертов и дипломатов, постоянно отступают от принципов демократии. В исследовании по теме глобальной коррупции, проведенном Transparency International в 2009 году, среди 180 стран, Азербайджан занял 143 место по уровню коррумпированности.
Вдобавок к 9 особнякам Гейдара Алиева, которому, кстати, уже исполнилось 12 лет, Департамент земельной записи Дубая имеет также данные о собственности неких Лейлы и Арзу Алиевых. Двух дочерей президента Азербайджана зовут именно так, и их даты рождения приблизительно совпадают с датами женщин – владельцев недвижимости в Дубае. Точных данных, когда родились дочери Ильхама Алиева, нет. Однако по многочисленным источникам можно судить, что дата рождения Лейлы Алиевой полностью совпадает с данными владелицы недвижимости в Дубае с именем «Лейла Алиева».
В целом, недвижимость стоимостью почти $75 млн., принадлежит трем собственникам из Азербайджана, чьи имена и прочие данные полностью совпадают с именами троих детей президента Алиева. Агенты по недвижимости, владеющие информацией по некоторым валютным операциям из Азербайджана, указали, что сделки были совершены «байером», представляющего интересы семьи Алиевых. По словам агентов, за недвижимость было уплачено наперед.
Вот что сказал в телефонном интервью председатель одной из крупнейших оппозиционных партий Азербайджана - Партии народного фронта Али Керимли: «Мы все знаем, что наша страна одна из самых коррумпированных». Он добавил, что удивлен тем, что никаких усилий, чтобы скрыть сделки с недвижимостью, сделано не было.
Лидерам Азербайджана нечего боятся, как высказался А.Керимли, поскольку судебная система, органы по борьбе с коррупцией и большинство СМИ страны находятся под контролем властей.
Вывоз капитала за границу, зачастую без возвращения, - это общая черта многих газо- и нефтедобывающих стран, в которых коррумпированная элита стремится обезопасить свое имущество на случай, если «подуют другие политические ветры». Этот феномен – часть недуга, условно называемого «проклятие ресурсов», который поразил экономику и политику коррумпированных нефтедобывающих государств от Нигерии до Венесуэлы.
По словам А.Керимли, «Вашингтон уделяет слишком большое внимание безопасности и вопросам энергетики, тем самым, посылая в Азербайджан своеобразный сигнал о том, что демократические реформы не столь и важны».
Когда Ричард Чейни посетил Баку в 2008 году в должности вице-президента, он не только провел переговоры с президентом Алиевым, обсуждая вопросы энергетики, но встретился также и с исполнительными директорами нефтедобывающей компании «Chevron», которая так же, как и «Exxon» и другие иностранные нефтедобывающие компании, развернула деятельность в Азербайджане. Как сказал тогда Чейни, «Азербайджан и Соединенные Штаты имеют много общих интересов».
Правительство Барака Обамы также сосредоточилось на стратегических вопросах в своих отношениях с Баку. Во время своего визита в Баку две недели назад заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уилльям Бернс высоко оценил Азербайджан за поддержку США в Афганистане и раструбил о роли нефтепровода Азербайджан-Турция, проект которого поддерживало правительство Штатов, и который обошел Россию, мертвой хваткой удерживающую монополию на экспорт энергоресурсов с Каспия.
В своей речи Бернс избежал открытой критики в адрес Азербайджана. Он лишь сказал: «Мы также верим, что укрепление демократических институтов, верховенство закона и прав человека позитивно повлияет на будущее этой страны».
Правительство Алиева и его сторонники, тем временем, попробовали улучшить имидж Азербайджана, организовав визит в Баку видных иностранных лиц и наняв лоббистов, которые должны были раструбить о достижениях Азербайджана. Дэйвид Плюффе, начальник президентской кампании Обамы, посетил Баку в прошлом году, чтобы выступить с заказной речью. Несколько месяцев спустя, приехал экс-премьер Великобритании Тони Блэр, который тоже не остался без вознаграждения за свое выступление. Плюффе в дальнейшем отказался комментировать детали своей поездки.
Все в семье
Азербайджан, который стал независимым государством после развала Советского Союза в 1991 году, управлялся практически бессменно одной семьей. Ильхам Алиев принял пост от своего отца - Гейдара Алиева, который был президентом страны с 1993 года и до самой смерти в 2003 году.
Клан Алиевых обеспечил экономический рост и стабильность в Азербайджане, соседствующем с Россией и Ираном. Однако в то же время превратил Азербайджан в страну процветающего взяточничества и безнаказанности.
Семья Алиевых замешана также в судебном разбирательстве о взяточничестве против Фредерика Бурка-младшего, американского миллионера, осужденного за нарушение закона о коррупции за рубежом. Позже Бурк обжаловал решение суда.
Дело было связано с неудачной попыткой приобретения в 1990 году азербайджанской государственной нефтекомпании SOCAR, в которой Ильхам Алиев занимал должность исполнительного директора. Во время судебных разбирательств бизнесмен из Вирджинии Томас Фаррелл, замешанный в эту кампанию, под присягой рассказал о крупных платежах, которые, по его словам, были предназначены семье Алиева.
Фаррелл в своих письменных показаниях рассказал, как Гейдар Алиев, отец семьи, велел осуществить перевод сумм на банковские счета, принадлежащие его родственникам. Фаррелл также рассказал, что «деньги перечислялись членам семьи Гейдара Алиева для совершения покупок». Сумма запрашиваемых переводов обычно составляла $1 млн.
Эти предполагаемые платежи, тем не менее, являются незначительными по сравнению с теми средствами, которые вложены в недвижимость в Дубае, сделки по которым были начаты в 2008 году и достигли своего апогея в январе и феврале прошлого года.
Общая стоимость недвижимости, записанной на трех лиц, ФИО и даты рождения которых совпадают с ФИО и датами рождения детей Ильхама Алиева, по предварительным подсчетам составляет 330 годовых зарплат президента Алиева.
Однако некоторые члены семьи действительно владеют состоянием. Лейла, старшая дочь президента, замужем за богатым русским бизнесменом Эмином Агаларовым, и родственники первой леди Мехрибан Алиевой заинтересованы в прибыльном бизнесе в Азербайджане. Агаларов отказался комментировать, помогал ли он при приобретении недвижимости для своей супруги и ее родственников в Дубае. Он сказал, что у него есть «общий бизнес и недвижимость» с женой, однако, не стал вдаваться в подробности, написав в письме по электронной почте: «Мы не хотим комментировать это».
Бывший глава нефтедобывающей компании SOCAR Сабит Багиров заявил, что не знает, владеют ли Алиевы недвижимостью в Дубае, однако отметил, что было бы крайне необычно для них, если бы они зарегистрировали недвижимость на свое имя. «Они бы не сделали это столь открыто. Возможно, это провокация», - сказал он. Не вдаваясь в подробности, он предположил, что враги правящего режима могли инициировать «дубайскую сделку», чтобы подставить Алиева.