Чем сильнее будет единый и неделимый Нагорный Карабах, тем сильнее будет Россия
Эксклюзивное интервью Panorama.am с советником министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики, кандидатом исторических наук Рубеном Заргаряном
- В Москве прошла конференция «Россия-Армения: перспективы углубления стратегического партнерства», организованная Российским институтом стратегических исследований. Учредителем РИСИ является президент Российской Федерации. Как вы оцениваете работу конференции?
- Я полностью соглашусь с директором РИСИ Леонидом Решетниковым, который в заключительном слове подчеркнул, что ход дискуссии и результаты конференции являются самыми интересными и содержательными за последнее время. Действительно РИСИ удалось собрать ведущих российских специалистов по Кавказу, представительную делегацию из Республики Армения. В конференции приняли участие эксперты, политологи, дипломаты, парламентарии, политики, журналисты из России, Армении и Нагорного Карабаха, представители посольств зарубежных стран в РФ. Был проведен серьезный анализ перспектив российско-армянского стратегического партнерства в политической, экономической, культурной областях, в сфере безопасности на Кавказе. Особое внимание было уделено армяно-турецким отношениям, степени влияния на ситуацию в регионе внерегиональных сил. Материалы конференции и доклады будут в ближайшее время опубликованы РИСИ в специальном сборнике.
- Рубен Александрович, в каком ключе шло обсуждение карабахской темы?
- В большинстве докладов армянских и российских участников эта тема естественно затрагивалась в той или иной степени. Было также три специальных выступления. С блестящим содержательным докладом выступил Михаил Агаджанян, заведующий отделом внешнеполитических исследований Института политических исследований при Аппарате президента Армении. Как всегда было очень интересным и высококвалифицированным выступление Владимира Казимирова, первого заместителя председателя Ассоциации российских дипломатов. От Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) с докладом выступил я. На мой взгляд, все три доклада дополняли друг друга и создали единую информационно-аналитическую парадигму конференции, систематизировали перспективы и механизмы урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Еще одна характерная деталь: организаторы конференции просили в своих докладах особое внимание уделить роли России в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, что свидетельствует о том, что в России активизировался поиск новых креативных идей по этой проблеме. Тем более, что в России все больше осознают, что Азербайджан постоянно торпедирует все посреднические усилия России.
Среди участников конференции получила понимание высказанная мною концепция, что чем сильнее будет независимый единый и неделимый Нагорный Карабах (Республика Арцах), тем сильнее будет Россия. Кратчайший и единственный реальный путь урегулирования – окончательное признание НКР (Республики Арцах). Ничем не оправданная задержка мировым сообществом окончательного признания независимости НКР на основе норм международного права ведет переговорный процесс в тупик, стимулирует власти Азербайджана к усилению агрессивности и еще большему ужесточению позиции. Одним из важнейших принципов урегулирования является необходимость восстановления территориальной целостности именно Нагорного Карабаха (Арцаха).
Попытки умиротворить бакинских милитаристов путем удовлетворения растущих ничем не обоснованных территориальных претензий на реинтегрированные исторические земли Нагорно-Карабахской Республики – это приглашение Азербайджана к новой агрессии. История свидетельствует, чем закончился Мюнхенский сговор 1938 г. фашистской диктатуры с европейским демократиями – мировой войной. Безответственные режимы не должны иметь возможность ссорить другие страны. Уникальность ситуации в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, в отличие от других конфликтов, состоит в том, что у сопредседателей МГ ОБСЕ России, США и Франции нет разногласий, все три державы признают право Нагорного Карабаха на самоопределение. Совместное окончательное признание ими независимости НКР полностью отвечало бы их национальным интересам и способствовало бы установлению стабильности в регионе.