Мы пользовались, пользуемся и будем пользоваться КПП “Верхний Ларс”. Глава “Апавен” прогнозирует горячую пору перевозок летом
В последнее время с грузинской стороны все чаще звучит мнение, что открытый недавно КПП «Казбеги - Верхний Ларс» должен быть закрыт, поскольку ни Грузия им не пользуется, ни Армения. Более того, экономические круги Грузии выразили мнение, что открытием КПП пользуется только российская сторона, которая через этот пункт осуществляет поставки на российскую военную базу в Гюмри.
Действительно ли армянская сторона ничего не выигрывает с открытием КПП «Казбеги - Верхний Ларс»? На эту тему корреспондент Panorama.am побеседовал с исполнительным директором экспедиторской компании “Апавен” Гагиком Агаджаняном.
- Господин Агаджанян, в экономических кругах Грузии преобладает мнение, что армянская сторона ничего не выигрывает с открытием КПП «Верхний Ларс». Что вы скажете по этому поводу?
- Именно армянская сторона выигрывает, в первую очередь, по той простой причине, что товарооборот между Россией и Арменией осуществляется по наикратчайшему пути, и это именно КПП «Казбеги - Верхний Ларс». Это очень короткий путь для перевозок, поскольку транспортные средства преодолевают его за 8-12 часов.
С учетом того факта, что состоялось открытие «Верхнего Ларса», частные грузоперевозчики, в частности, наша компания «Апавен», подписали в январе договора с одной из крупнейших контейнерных компаний России ОАО «ТрансКонтейнер», и мы сегодня имеем возможность пользоваться расположенными в 130 разных точках России контейнерными площадками, загружать там любой груз, в российских контейнерах довозить до Владикавказа, а далее, спустя 12 часов, принимать их в Армении.
- То есть, доставка грузов из России в Армению стала более оперативной?
- Не только оперативной. Зная, что этот КПП будет открыт, мы создали колоссальную систему грузоперевозок. Для осуществления перевозок так, как было раньше, до открытия КПП «Верхний Ларс», то есть, по маршруту Новороссийск – Поти, и только потом в Армению, требовало очень много времени… Этот путь в три раза длиннее, чем через «Верхний Ларс». К примеру, по маршруту Омск – Владикавказ - Верхний Ларс - Армения сейчас прибыли два контейнера, и этот путь они прошли всего за 19 дней. Если бы этот груз шел через Новороссийск, то он прибыл бы в Армению, в лучшем случае, через 35 дней.
Мы пользовались, пользуемся и будем пользоваться этой дорогой. Тем более, что наступают хорошие времена, близится лето, а летом и осенью мы собираем урожай, рынком сбыта которого кроме Армении является также и Россия. Это такие грузы, которые скоро портятся, например, абрикос, и их необходимо перевозить в кратчайшие сроки с сохранением определенного температурного режима. Этой дорогой, в основном, пользуются не грузины и не русские, этой дорогой, в основном, пользуются армяне.
- В грузинской прессе высказана точка зрения, что открытие КПП максимально выгодно России, поскольку она осуществляет через «Верхний Ларс» поставки на свою военную базу в Гюмри. Что Вы скажете об этом?
- Я не согласен с этим. Я был на КПП и видел, какое он имеет техническое оснащение, и я уверен, что как с российской стороны, так и с грузинской невозможно перевезти какой-нибудь военный груз, поскольку, должен сказать, что такой технической оснащенности не имеет ни один грузинский или даже российский пропускной пункт. Я не думаю, что Грузия позволит перевозить такой груз, который не отвечает ее интересам. Дорога больше всего была нужна нам, и это проявление доброй воли с грузинской стороны.
- Вы описали оперативность грузоперевозок через КПП «Верхний Ларс», но не предоставили статистических данных. Сколько грузоперевозок осуществлено по этой дороге?
- Зафиксированная до 1 июля статистика не может создать реальную картину возможностей дороги. Дорога до последнего времени была покрыта льдом, и передвижение машин с полуприцепом и с прицепом было пока невозможным. Серьезные объемы перевозок будут возможны только после 1 июня, так что, после этого картина резко изменится, потому что передвижение по этой дороге более не будет ограниченным, и количество перевозок резко возрастет.
В первые месяцы после открытия через КПП могло проходить только очень ограниченное количество машин, поскольку для осуществления международных грузоперевозок надо иметь соответствующие международным стандартам средства. Как бы то ни было, за два месяца через «Верхний Ларс» прошло 500 транспортных средств, в том числе, пассажирский транспорт. Естественно, это очень маленькая цифра. Но надо понимать, что здесь большой покров снега.
- Г-н Агаджанян, считаете ли Вы возможным, что грузинская сторона может принять решение и закрыть КПП?
- Я не считаю возможным, чтобы Грузия закрыла границу, за исключением того случая, если, КПП, на самом деле, будет служить какой-то третьей цели.
- Например?
- Например, если станет ясно, что через КПП действительно перевозят военное оборудование для базы в Гюмри. Да, в этом случае Грузия может закрыть КПП, и в этом случае я их пойму.