Ознакомительный визит без острых постановок вопроса
Накануне завершился региональный визит госсекретаря США Хиллари Клинтон. Несмотря на ожидания отдельных стран и кругов, турне американского высокопоставленного чиновника полностью уместилось в рамки логики двусторонних отношений США с отдельными странами и во взвешенные подходы в региональных задачах. Словом, все было в рамках дипломатического этикета. Речь в первую очередь, идет о визитах в Азербайджан и Армению.
Главная причина, безусловно, в том, что визит американского чиновника был ознакомительным. Острых заявлений в ходе визита или конкретных действий ожидать не надо было. Также напрасны поспешные комментарии и оценки по поводу результатов визита, которые дают и продолжат давать те деятели и круги, которые рассматривают мировые и региональные процессы исключительно сквозь призму «холодной войны».
Ожидания подобного настроя, конечно, муссировались в информационной среде, но Хиллари Клинтон не оправдала их в ходе своего визита. Очевидным было то, что госсекретарь США прибыла для ознакомления с ситуацией на месте, чтобы выслушать страны и общества региона и вновь повторить свои прежние послания. И было бы смешным, если бы деятель ее класса, независимо от места нахождения, подверг конъюнктурной корректуре свои (и представляемой ею администрации) прежние заявления и подходы.
Естественно, что в каждой из стран американский чиновник будет говорить о задачах, связанных с этой страной. Помимо развития демократии и двусторонних отношений (которые были обсуждены на каждой остановке Хиллари Клинтон), в повестке визита в Армению были также карабахский вопрос и армяно-турецкое урегулирование, а в повестке визита в Азербайджан, помимо карабахского конфликта были также энергетические вопросы.
Анализ заявлений Хиллари Клинтон, ее сопровождающих и почти всех собеседников свидетельствует, что изменений в подходах не произошло. В заявлениях и в Баку, и в Ереване было отмечено о необходимости решения нагорно-карабахского конфликта на основе трех основных принципах Хельсинского документа, в обеих столицах прозвучал призыв к сдержанности, и в обоих случаях с одной стороны прозвучал призыв продолжить переговоры, а с другой – готовность к этому.
Очевидно, что ничего нового в прозвучавших заявлениях не было, и переоценка значения визита Хиллари Клинтон или преувеличенные ожидания в процессе карабахского урегулирования были как минимум не оправданы.
Однако с другой стороны нельзя также и недооценивать. Все понимают, что в последнее время (после встречи в Санкт-Петербурге) ситуация на линии соприкосновения стала напряженной и как минимум необходимо приложить усилия дня управления возможной эскалацией. В этом смысле считаем, что визит госсекретаря США был значительным и, по всей вероятности, решил эту минимальную задачу. Другие итоги будут ясны уже в результате дальнейших действий вовлеченных в дальнейшие переговоры сторон.
Во всех случаях, в ходе визита Хиллари Клинтон было сделано очень важное заявление, которое нельзя оставить без внимания. В ходе пресс-конференции в Ереване госпожа Клинтон (а за день до нее также американский посредник Роберт Брадтке) заявила, что в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта между США и Россией нет разногласий, и они работают согласованно. Это было послание в первую очередь тем кругам, кто представляет региональный мир и стабильность в контексте противоречий.
Думаем, что госпожа Клинтон более чем четко дала понять, что Вашингтону на Южном Кавказе необходимы долгосрочный мир и стабильность, и они вовсе не будут против, если это будет установлено усилиями Москвы и под ее патронажем. С этим тезисом можно и не согласиться, но думаем, что в ближайшее время его можно держать в центре внимания.
Следующий важный факт (который много раз озвучивала также российская сторона) то, что США не могут решить карабахский конфликт, они могут только содействовать сторонам прийти к единому знаменателю. Это было предупреждение, сделанное последователям подхода решения собственных задач посредством чужих, игры на российско-американских отношениях и надежды на одну из этих стран.
Следующий важный элемент региональной стабильности – армяно-турецкие отношения также находятся в центре внимания официального Вашингтона. Во время пресс-конференции в Баку Клинтон без двусмысленных дипломатических формулировок заявила, что решение этой проблемы будет содействовать решению всех остальных проблем, в том числе и карабахской проблемы и развитию регионального сотрудничества. Это не раз повторенный подход (и Еревана также), который, однако, впервые был озвучен в Баку. Власти Турции, понимая это и даже, может быть, объясняя за закрытыми дверями братьям азербайджанцам, тем не менее, публично не говорили об этом. Хиллари Клинтон была первая, кто четко разъяснила в Азербайджане: противясь армяно-турецкой нормализации, вы противитесь решению региональных проблем. Это заявление также не следует недооценивать.
Также нельзя не оценить по достоинству ереванские оценки госпожи Клинтон на ту же тему. Госсекретарь США, в присутствии которой министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян подтвердил позицию Армении, во-первых, похвалила власти Армении и президента Саргсяна за эту позицию, а затем не преминула назвать вещи своими именами и четко заявила: “Сложности идут со стороны Турции, мяч находится на поле Турции”. Думаем, дополнительные комментарии излишни, все ждут шага Турции, а Вашингтон обещает “поощрить Турцию на этот шаг”.
Что касается третьего вопроса повестки визита Клинтон – развития демократии, то, эта проблема, хотя бы публично, интенсивно не затрагивалась. Конечно, госпожа Клинтон, особенно в Баку, затронула эту тему, и особенно в Баку напомнила, что свобода слова – непреходящая ценность, и они будут последовательны в том, чтобы с развитием технологий эта свобода не была ограничена (естественно, она имела факт ареста и осуждения блогеров в Баку).
Хиллари Клинтон в одном-двух предложениях подчеркнула, что демократия и права человека в долгосрочной перспективе являются главными приоритетами, и нет сомнений, что во всех местах своего пребывания в ходе турне она обсудила эти проблемы, но было заметно, что в публичных выступлениях госсекретарь США избегала резких оценок и пыталась сконцентрироваться на положительных акцентах в пределах логики “многое сделано, но еще многое предстоит сделать”. Это свидетельствует о том, что США не игнорируют существующие проблемы, но и не эксплуатируют. Они проявляют проактивный подход и желают помочь всем в преодолении этих вызовов.
Подводя итог, можно отметить, что визит Хиллари Клинтон был важным событием. Он был важен в особенности в том плане, что отчетливо было показано: играющая ключевую роль в глобальных процессах страна – США, имеет свое видение и подходы к разным проблемам, которые не подлежат конъюнктурной корректуре.