Азербайджан проваливает процесс и пытается избежать ответственности
17 июля в столице Казахстана Алматы при участии посредников прошла встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Отсутствие положительных оценок о результатах встречи подсказывает, что стороны не пришло к согласию. И судя по всему, несогласие является деструктивностью официального Баку. Это утверждение не предположение. Это вывод, полученный в результате сопоставления фактов и событий, предшествующих встрече и последовавших за ней.
Еще до встречи мы коснулись этой задачи, в частности, подходов Азербайджана к переговорному процессу и основным элементам урегулирования конфликта.
Мы четко показали, что принимая некоторые элементы с оговорками, официальный Баку, по сути, отвергает предложения посредников. Следовательно, весь состав дипломатических инструментов используется для того, чтобы ответственность за провал переговорного процесса возложить на армянскую сторону. Однако это не удается, о чем и свидетельствуют последовавшие за встречей заявления.
Во-первых, о посредниках: представители министерств иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ выступили с заявлением, которое подсказывает, что международное сообщество строго следит за позицией Азербайджана, и применение многочисленных пропагандистских и дипломатических приемов осталось без последствий, так как посредники не допустили упущений.
Итак. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и министр иностранных дел Эльмар Мамедъяров (а также целый букет других государственных чиновников и дворецких экспертов) несколько месяцев подряд говорили о принятии «мадридских принципов с некоторыми оговорками», перечисляя, что они принимают, а что – нет. В результате посредники вынуждены были напомнить об опасности подобных подходов.
«Эти элементы разработаны как единое целое, следовательно, выбрать один из них, и оставить другой, будет означать нарушить равновесие, и тогда будет невозможно достичь окончательного и взвешенного решения конфликта», - предупредили Сергей Лавров, Бернар Кушнер и Джеймс Стейнберг, говоря об известных шести элементах.
Следующее. Несмотря, что официальный Баку много раз обязывался решить конфликт мирным путем, однако никогда не прекращал милитаристские заявления, а в июне этого года даже спровоцировал боестолкновение на линии соприкосновения. Это также не ускользнуло от глаз посредников. Но в этом случае призвали не к сдерживанию или напомнили об обязательствах сторон, а было сделано четкое предупреждение.
«Нынешняя ситуация является следствием применения силы и ее повторение приведет только к угрозам и разрушениям, а конфликт и вражду оставит в наследство следующим поколениям».
И наконец. Азербайджан организовал долгосрочную политико-информационную кампанию для искажения сути конфликта и использования ресурсов международного сообщества для решения проблемы в свою пользу.
В частности, делалась попытка показать, что конфликт – это территориальный спор между ним и Арменией, игнорируя права населения Нагорного Карабаха. Между тем, из заявления представителей МИД стран-сопредседателей МГ ОБСЕ видно, что эти усилия Баку были безрезультатными.
«Представители стран-сопредседателей вновь подтвердили свою приверженность содействовать сторонам и процессу достижения окончательного решения конфликта мирным путем, но повторили, что основная ответственность в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта остается за азербайджанскими и армянскими лидерами».
Обратите внимание, речь идет не о властях Армении и Азербайджана, а армянских и азербайджанских лидерах: международное сообщество не сомневается, что без представителей НКР невозможно стабильное и справедливое решение нагорно-карабахской проблемы.
А теперь коснемся заявлений сторон. Оценка министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна более чем четкая: «Пятисторонняя встреча в Алматы была полезной, несмотря на то, что не представилось возможности для пятистороннего заявления из-за неконструктивной позиции азербайджанской стороны».
Комментарии излишни: руководитель внешнеполитического ведомства Армении обусловливает отсутствие соглашения деструктивностью противоположной стороны. А какова была реакция Эльмара Мамедъярова?
«Лично у меня создалось такое впечатление, что Армения не желает прогресса в переговорах», - заявил министр иностранных дел Азербайджана.
На первый взгляд может показаться, что это зеркальное заявление, обвиняющее армянскую сторону в деструктивности. Однако есть одна разница: заявление Эльмара Мамедъярова сделано на уровне личных впечатлений.
Если бы Эльмар Мамедъяров был корреспондентом какого-либо азербайджанского СМИ и делал заявления на основе своих впечатлений, его оценка может быть представляла бы ценность. Но поскольку он министр и лично участвовал в переговорах, должен быть более четким в своих оценках. Если этой четкости нет, значит, он избегает называть вещи своими именами. А в этом случае, предполагается, что есть вопрос ответственности.
По всей видимости, Эльмар Мамедъяров и его руководители избегают ответственности за провал процесса. Ведь если он признает свою вину в отсутствии соглашения, вынужден будет дать пояснения не только всему миру, но и внутри собственной страны.