Т. Нагапетян: Территория НКР служит пространственной основой и атрибутом государственности
На вопросы Panorama.am отвечает эксперт Института Публичной Политики, к.ю.н.Тигран Нагапетян
- С точки зрения международного права и, параллельно, для международного сообщества, какой статус сегодня имеют территории, на которых избранные власти НКР осуществляют свои полномочия?
- Данный вопрос крайне интересен в смысле соотношения установлений международного права и подходов международного сообщества. Мы начнем с международного права, которое подразумевает несколько статусов для территорий и из них применимым к нашему случаю является статус “государственной территории” с режимом территориального суверенитета. Это означает, что есть определенная территория, которая служит пространственной основой и атрибутом государственности, и, что в пределах всей данной территории распространяется суверенитет исключительно данного государства. Создание государства как такового прямо не регулируется международным правом, хотя международное право косвенно входит в данную область регулирования. Это подтвердил и Международный Суд ООН в своем консультативном заключении относительно международной правомерности провозглашения независимости Косово.
Так, на протяжении уже почти 20-и лет на территории Арцаха распространяется исключительно его государственный суверенитет, в самом прямом и классическом обозначении данного понятия. Власти Нагорно-Карабахской Республики осуществляют эффективный контроль на своей территории посредством избранных (как Вы точно отметили) властей, что является базовым условием существования государства. Статус государственной территории Арцаха основан референдумом от 10 декабря 1991 года. Это особо нужно подчеркнуть для тех, кто говорит о “новом” референдуме для установления статуса НКР. Данный статус давно установлен и эффективно охраняется. Именно в этом ракурсе оперирует международное право, устанавливая механизмы защиты, свoей территории и взаимоотношений с другими государствами.
Раз и навсегда нужно искоренить подход, который сводится к определению территории Арцаха как “спорной территории” между Арменией и Азербайджаном. Государственная принадлежность территории Арцаха установлена конституцией последнего, которая находится в абсолютном согласии с применимым международным правом.
Что касается международного сообщества, то в данном случае вопрос более сложный, так как сводится к политическим интересам его отдельных членов или их группы. Отмечу, что нам необходимо приложить массу усилий для предотвращения принятия различных негативных актов в рамках международных организаций. Такие акты не имеют правовой силы, однако нельзя забывать, что в международных отношениях зачастую именно политика определяет развитие права.
Нам нужно быть бдительными, так как в современном мире, как и во все времена нужно способствовать установлению господства права и справедливости.
Суверенитет НКР необратим так же, как и необратимо любое правое стремление человека быть Свободным!
- Сегодня все чаще говорится о возвращении беженцев в Нагорный Карабах. Как Вы думаете, по каким законам они начнут "новую жизнь"? Это будут какие-то регуляторы из международного права или национальное законодательство НКР?
Прибытие или возвращение всякого лица или группы лиц на территорию Арцаха, означает и будет означать прибытие в юрисдикцию НКР, в том числе и возвращение беженцев. Конечно, разумно и приемлемо, если в рамках окончательного разрешения конфликта сторонами (Республикой Арцах и Азербайджанской Республикой) будет совместно принят акт, закрепляющий механизм возвращения беженцев и некоторые гарантии для последних, что обусловлено затяжным характером напряжения между народами. Такой акт будет иметь силу международного договора и станет правовым регулятором в процессе возвращения беженцев на территорию Арцаха. Более того, статус беженцев и связанные с ними вопросы также регулируется радом международных актов, которые могут быть применимы к данной ситуации. Однако необходимо четко указать, и, указывать нужно особенно для наших азербайджанских соседей и коллег, которые со своей стороны должны подготовить возвращающихся, что всякое лицо, находящееся на территории Арцаха находится в ареале территориального суверенитета данного государства, так же как и лица находящиеся на территории любого из современных государств. В таких вопросах нельзя допускать иллюзий, данный факт нужно честно и ясно отмечать для обоих народов, так как в ином случае нам всем не видеть данный процесс.
Важно отметить, что вышеуказанное является не изложением желаемой ситуации, а продиктовано существующим фактом, ведь сегодня никто, в том числе и Азербайджан, не сомневается в полном и эффективном распространении государственного суверенитета НКР в пределах своей территории. Любая попытка изменения такого положения дел положит конец всем достижениям, даже если они такие хрупкие.