Визит Медведева – знаменательное региональное событие
Президент России Дмитрий Медведев 19 августа прибудет в Армению по приглашению президента Армении Сержа Саргсяна. Большое внимание к предстоящему визиту и активные обсуждения свидетельствуют о том, что данный визит президента РФ отличается от других.
В официальных сообщениях важность визита не так видна. Согласно регламенту, президент РФ посетит Мемориал памяти жертв Геноцида в Цицернакаберде, затем от имени президента РА Сержа Саргсяна будет дан государственный обед. Что касается обсуждений, то согласно официальному сообщению, “запланирована беседа президентов тет а тет, после чего пройдут переговоры в расширенном составе. Будет подписан ряд договоров, направленных на укрепление и развитие армяно-российского стратегического сотрудничества. Сообщается также, что президенты Армении и России посетят город Гюмри, где примут участие в торжественной церемонии открытия комплекса “Холм Чести”.
Внешне сообщение о государственном визите президента РФ не содержит в себе никакого намека на что-то из ряда вон выходящее. Однако, геополитический контекст, региональные процессы и проблемы, а также информационная утечка, имевшая место на сегодняшний день, говорят о другом. Рассмотрим некоторые из них.
Не секрет, что после прихода к власти президента США Барака Обамы в отношениях США-РФ идет “перезагрузка”. Консервативные круги Вашингтона окрестили этот подход администрации Обамы как “мягкий”, поскольку в отличие от Буша-младшего он пытается прийти с Кремлем к согласию во всех тех вопросах, где это возможно, а вопросы, согласие по которым невозможно, обходятся молчанием. Во всех измерениях эта “перезагрузка” касается также Южного Кавказа, в результате на фоне “пассивной активности” США Россия продвигает собственные интересы.
Второе обстоятельство - длительная активность Турции, облаченная в “пакт кавказской стабильности”. Тем самым Турция пытается проникнуть на Южный Кавказ, и взять на себя ключевую роль в этом регионе. Для проверки мотивов Турции настоящим испытанием стал процесс нормализации армяно-турецких отношений. Он показал, что желание Анкары вмешаться в кавказские дела не имеет никаких конструктивных предпосылок и является всего лишь средством прикрытия своих имперских амбиций. Это стало еще одним стимулом, чтобы Россия уточнила свои приоритеты на кавказском направлении и предприняла активные шаги.
Турецкая активность, однако, проявилась не только в желании вмешаться в кавказские проблемы. На данном этапе эта страна попыталась взять на себя важную роль в деле обеспечения энергетической безопасности Европы. Схема примерно такова: все прилегающие страны от Центральной Азии до Персидского залива, имеющие запасы энергоносителей, поставляют свое сырье Турции, а последняя определяет пути и тарифы их поставок в Европу. Это очевидно противоречит интересам не только России, держащей в свих руках монополию восточных газопроводов, но и Европы и США (именно с этой целью Турция пытается достичь сепаратного соглашения в вопросе иранской ядерной программы). Как результат – серьезное противодействие Турции путем контроля над Южным Кавказом посредством России (смотри российско-американскую “перезагрузку”).
Этот и другие процессы заставили, чтобы Турция проявила определенную настойчивость: в последнее время постоянно говорится об активизации строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Баку, дислокации турецких военных баз в Нахичеване, о подписании стратегического договора между Турцией и Азербайджаном и т.д. Все это индикаторы, которые показывают, что:
а) На Южном Кавказе развернулись интенсивные политические и геополитические процессы,
б) В контексте этих процессов региональные и внешние игроки пытаются уточнить свои среднесрочные и долгосрочные интересы,
в) Для обслуживания этих интересов вышеназванные игроки выбирают партнеров и создают поле долгосрочных взаимных обязательств.
Процессы уже стартовали, и уже есть первые шаги: Россия объявила о размещении на территории Абхазии и Южной Осетии военных баз, в том числе современных систем противовоздушной обороны, подписав с Украиной договор, Россия еще на 50 лет продлила срок пребывания российского Черноморского флота в Севастополе, Россия решила обновить и модернизировать Каспийский флот.
Ожидается, что по итогам визита Дмитрия Медведева в Армению этот ряд будет дополнен. Ожидается подписание соглашения об условиях дислокации российской военной базы в Гюмри, уточнение подходов и решений по ряду экономических (на деле – геостратегичских) проектов.
Эти проекты, как мы знаем, власти Армении давно объявили своим приоритетом. Напомним, что речь идет о строительстве в Армении новой АЭС, о строительстве железной дороги и нефтепровода Иран-Армения, а также нефтеперерабатывающего завода.