Взаимовыгодное прагматичное сотрудничество – не больше и не меньше
Визит президента Российской Федерации Дмитрия Медведева в Республику Армения еще с начала августа стал темой номер один в общественно-политических обсуждениях страны. Ожидается, что интенсивность обсуждений не иссякнет и после визита.
Не секрет, что ключевым событием в рамках визита Д.Медведева в Ереван стало подписание протокола номер 5 о продлении срока дислокации российской военной базы на территории Армении. Данная тема стала предметом обсуждений армянских и российских экспертных кругов еще до визита главы РФ. Информация об этом была официально подтверждена во время совместной пресс-конференции президентов Армении и России – Сержа Саргсяна и Дмитрия Медведева. Общественный же интерес к данному событию обусловлен его важностью.
Хотя о содержании документа стало известно уже в конце июля, однако на протяжении месяца были слышны различные обсуждения, комментарии, прогнозы и мнения о самом протоколе, исходящих из документа изменениях, их влиянии и перспективах. В своих публичных выступлениях президенты и России, и Армении представили четкие разъяснения, однако, от этого активность обсуждений не спала.
В Армении Дмитрий Медведев несколько раз отметил, что ОДКБ и, в частности, Россия, является необходимым и незаменимым фактором обеспечения безопасности и стабильности на Южном Кавказе.
Эту реальность, кажется, никто под сомнение не ставит. И если это так, означает, что мы имеем дело с ситуацией, когда для обеспечения безопасности вынуждены договариваться с так называемыми донорами безопасности, в данном случае с Россией.
«Достижение договоренностей» означает обеспечение таких приемлемых условий, при которых будут удовлетворены интересы договаривающихся сторон.
Конкретно в данном случае достижения и приобретения двух сторон очевидны. Россия в долгосрочном плане получает возможность гарантированного присутствия на Южном Кавказе, Армения же распространяет «зонт безопасности» по всему периметру государственных границ.
Президент Армении Серж Саргсян на совместной со своим российским коллегой Дмитрием Медведевым пресс-конференции заявил, что подписанным протоколом расширяется «географическая и стратегическая ответственность» российской базы. Получается, что именно этим обусловлено изъятие из ст.3 Соглашения от 16 марта 1995 года положения, согласно которому российская военная база в период ее пребывания на территории Республики Армения кроме функций защиты интересов Российской Федерации обеспечивает совместно с Вооруженными силами Республики Армении безопасность Республики Армения по внешней границе бывшего Союза ССР».
Напомним, что «внешняя граница бывшего Союза ССР» касается границ Армении с Турцией и Ираном, в то время как действие Соглашения не распространялось на границы Армении с Грузией и Азербайджаном.
Теперь после подписания протокола российские войска будут обеспечивать «безопасность Республики Армения» как таковую. Считаем, что по части «географической ответственности» все более чем ясно, и в дополнительных комментариях нет надобности.
Что касается указанного президентом Армении следующего элемента – «стратегической ответственности», то он является логическим продолжением предыдущего элемента. Дело в том, что по известным причинам Армения вместе с Нагорно-Карабахской Республикой оказалась в потенциальной опасности, исходящей от агрессора. Ни Турция, ни Азербайджан никогда этого не скрывали, а за несколько дней до визита президента России в Армению объявили об открытии в Нахичевани турецкой военной базы и об оказании давления на Армению.
Это означает, что в случае подобных развитий граница Армении и Нахичевана де-факто превратится в армяно-турецкую границу, но по внешней границе бывшего СССР. Данное подразумевает, что российская военная база, согласно действующему соглашению, не сможет обеспечить стратегическое равновесие, поскольку существенная часть «турецкой» границы останется вне зоны видимости. В новой редакции армяно-российское соглашение восполняет пробел и предотвращает возможность нарушения баланса.
Что же получает взамен Россия? На самом деле, задача не сложная. Эта страна имеет долгосрочные стратегические планы в кавказском (или, выражаясь западной терминологией, черноморско-каспийском) регионе и пытается их осуществить. Так, срок дислокации Черноморского флота в Севастополе (Украина) продлен до 2042 года, принята и осуществляется программа переоснащения и модернизации Каспийской флотилии, на кавказском направлении строится новая система ПВО и др. Очевидно, что продление срока дислокации военной базы в Гюмри (Армения) также является частью российской долгосрочной программы.
Возникает естественный вопрос, а какую связь имеет Армения с вопросом российского присутствия в регионе и его решением. И в этом случае ответ очевиден.
Инициированный Арменией процесс нормализации армяно-турецких отношений показал, что в обозримом будущем на Южном Кавказе и Большом Ближнем Востоке, и вообще в межгосударственных отношениях доминантой будут не сотрудничество и диалог, а конкуренция и разделительные линии.
Потерпевший неудачу армяно-турецкий процесс показал, что формула «решение проблем путем сотрудничества» в регионе пока неприменима, а поведение элит Турции и Азербайджана свидетельствует, что, говоря о реализации собственных интересов, хотя бы в течение будущих десятилетий, в этих странах будут подразумевать капитуляцию Армении. В данных условиях Армения не может проявить иного подхода, чем региональная конкуренция и повышение уровня собственной безопасности. А в этом вопросе у Армении, кроме России, нет другого партнера и не будет в течение предстоящих 50 лет.
Сказанное выше, позволяет утверждать, что проявляемые в Армении эйфорические настроения неоправданны. «Россия защитит на от турка» - это эмоциональная формулировка реальности. Реальность в том, что мы сами должны защитить себя и от турка, и от американца, и от всех остальных. Но это не означает, что при совпадении интересов мы не должны использовать положительные факторы в наших интересах. Для этого, во-первых, необходимо здраво оценить существующие реалии.
Ожидать, что российский солдат в случае агрессии против Нагорного Карабаха поедет в Арцах и будет сражаться против Азербайджана – конечно, неверно и не к месту. Даже неправдоподобно. Но если Россия обязуется защитить Армению от агрессии, а границы держать неприступными, то в этом случае Армения сэкономит огромные ресурсы для содействия армянам Арцаха, плюс к этому обязательство о модернизации вооружения армянских вооруженных сил.
А в случае эффективного применения человеческих и материальных ресурсов любое посягательство Азербайджана обречено на провал.