Ильхам Алиев пытается уйти от соглашения
Сегодня в прикаспийском городе Астрахань по инициативе российского президента Дмитрия Медведева состоится очередная трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России.
Последняя встреча президентов в этом формате состоялась 17 июня в Санкт-Петербурге. Тогда президент Дмитрий Медведев представил определенные предложения Сержу Саргсяну и Ильхаму Алиеву. Президенты одобрили данные предложения на встрече, однако после встречи Ильхам Алиев неожиданно покинул Санкт-Петербург, хотя ранее планировал принять участие в работе Петербургского экономического форума, который должен был состояться на следующий день.
Более того, спустя несколько часов после встречи, в ночь на 18 июня диверсионная группа азербайджанской армии совершила вылазку на линии соприкосновения, в результате чего с обеих сторон были жертвы. Вооруженные столкновения на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения, следующие за переговорным процессом, стали своеобразным сигналом, посредством которого демонстрируется отношение сторон к результатам встречи. Таким образом, фактически, Ильхам Алиев при помощи еще одного “инструмента” констатировал свое недовольство встречей в Санкт-Петербурге.
На этот раз события, кажется, развиваются в обратной последовательности. За несколько часов до встречи в Астрахани азербайджанские снайперы убили военнослужащего Армии обороны Арцаха. Вне сомнения, что это спланированное действие для того, чтобы провалить предполагаемые результаты встречи.
В данном случае возникает вопрос: что обсуждалось в Санкт-Петербурге и что запланировано в Астрахани, чему не в состоянии воспротивиться Ильхам Алиев за столом переговоров, но, тем не менее, пытается уйти от соглашения.
Для того чтобы найти ответ на вопрос, следует бросить ретроспективный взгляд на прошедшие этапы переговорного процесса. Известно, что процесс, в основном, состоит из двух групп усилий: первая направлена на преодоление конфликта (план максимум), а вторая направлена на то, чтобы сделать конфликт управляемым (план минимум), то есть, сохранить и укрепить режим перемирия.
По всем измерениям план максимум невозможно реализовать в среднесрочной перспективе. Поэтому не удивительно, что основные усилия посредников на данном этапе направлены на реализацию плана минимум. “Майндорфская декларация”, интенсификация мониторинга на линии соприкосновения направлены именно на реализацию данного плана. Однако, и посредники, и стороны понимают, что эти инструменты – не есть решение поставленной задачи. Необходимы более эффективные механизмы.
На столе переговоров в течение последних двух лет находятся два конкретных предложения: соглашение об отводе снайперов с передовой линии и договор о неприменении силы или угрозы силы. Первое предложение озвучили и сопредседатели, и “на самом высоком уровне” генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.
Что касается второго компонента – подписания документа об отказе от применения силы, то сегодня уже очевидно, что в последнее время усилия посредников были направлены именно на это. Более того, в Санкт-Петербурге именно это предложение было одобрено президентами, но на практике, оно было отклонено Ильхамом Алиевым.
Сегодня, судя по всему, планировалось вновь убедить стороны, в частности, Ильхама Алиева, отказаться от мысли эскалации конфликта. Но эти усилия напрасны. За несколько часов до встречи власти Азербайджана уже отклонили эту идею.
О подобном поведении и его последствиях можно делать различные прогнозы. Однако стоит подождать результатов встречи. Для того чтобы более или менее обоснованно говорить о дальнейших развитиях, очень важно то обстоятельство, дадут ли, наконец, сопредседатели публичную оценку деструктивным действиям одной из сторон, и предъявят ли адресное обвинение за нарушение режима прекращения огня.