Российский эксперт: Азербайджано-туркменский спор - один из ключевых на Каспии
Государства каспийского бассейна пытаются решить многолетнюю проблему -договориться о дележе Каспия. Для этого на саммите прикаспийских государств в Баку собрались главы России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении. А делить есть что: это не только добыча осетровых, но и разработка месторождений углеводородов, а также транспортировка газа и нефти. Об этом говорится в статье Сергея Балмасова, опубликованной на сайте информагентства «Правда.ру».
Как отмечается в публикации, сложность проблемы заключается в том, что правовой статус Каспийского моря до сих пор не решен и не все каспийские государства смогли договориться о морских границах. Согласно прежним договоренностям, планировалось разграничить акваторию, исходя из длины береговой линии. Россия, Казахстан и Азербайджан фактически договорились, чего не скажешь о ситуации в южной части Каспийского моря.
Здесь проблема заключается в серьезных азербайджано-туркменских и азербайджано-иранских противоречиях. Баку никак не может договориться с Ашхабадом и Тегераном о том, где именно должна пройти граница их секторов на Каспии. Также серьезной проблемой является позиция Ирана, который претендует на пятую часть Каспия, отмечает автор.
В 2009 году Баку и Ашхабад обменялись довольно резкими заявлениями. Летом 2009 года туркменский президент в очередной раз занял жесткую позицию относительно разграничения, обратившись за помощью в международные инстанции. Однако, как показывает практика, это не приносит быстрого решения проблемы, и не факт, что все решится в пользу заявителя.
Не случайно каспийские противоречия вылились в усиление милитаризации Каспия. Так, 25 января 2010 года президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов утвердил создание национальных военно-морских сил. До этого у его страны были лишь морские пограничные силы, состоящие из патрульных катеров. Одной из причин стала концентрация азербайджанских военно-морских сил на границе с Ираном в ноябре 2009 года. Баку объяснил свои действия как ответ на проводимые Тегераном в зоне своих жизненно важных интересов учения. Милитаризация южной части Каспия с тревогой была воспринята и в Казахстане, решившем также усилить свой ВМФ.
«Каждая страна, включая и Туркмению, стремится защитить свои интересы. И туркмено-азербайджанский спор - один из ключевых. Речь, главным образом, идет о продолжении старой перебранки Туркмении с Азербайджаном за разработку трех крупных нефтяных месторождений», - считает заведующий сектором Средней Азии Института стран СНГ и Балтии Андрей Грозин.
«Ситуация осложняется тем, что два из трех месторождений, которые Ашхабад считает своими, Баку явочным порядком уже вовсю разрабатывает с помощью западных компаний. Западные партнеры рассчитывали, что с приходом к власти нового туркменского президента эту проблему удастся устранить. Неоднократно пытались усадить Алиева и Бердымухаммедова за стол переговоров, но безуспешно. И перспективы снятия этой напряженности весьма туманны», - отметил эксперт.
В статье отмечается, что и Туркмения и Азербайджан пытаются показать свою значимость как поставщиков энергоресурсов. При этом Ашхабад понимает, что без туркменского газа проект Nabucco будет бессмысленным, а Азербайджан представляет значимость в плане транзита среднеазиатского голубого топлива в Европу.
Каковы будут практические результаты саммита в Баку? Судя по всему, стороны намерены лишь ограничиться декларацией о необходимости скорейшего согласования конвенции о правовом статусе Каспия. Иными словами, «договорились договариваться», говорится в публикации.
«Разумеется, Ильхам Алиев может сколько угодно рассуждать о том, что «нерешенность вопроса с определением статуса Каспия не оказывает негативного влияния на отношения прибрежных стран». Проблема в любом случае остается нерешенной. И очевидно, что прорыва после встречи ожидать не стоит. Слишком уж серьезные стоят перед участниками саммита проблемы, решить которые, не ущемив чьи-то интересы, не получится», - резюмирует автор.