Карабахо-азербайджанский конфликт получает иную интерпретацию – комментарий политолога к заявлению МГ ОБСЕ
Утверждение о том, что окончательное урегулирование карабахского конфликта должно быть основано также на уставе ООН, является новым элементом процесса урегулирования, или как минимум его публичной части, который можно только приветствовать. Об этом в беседе с корреспондентом Panorama.am заявил политолог Армен Минасян, комментируя заявление стран сопредседателей МГ ОБСЕ, принятое сегодня в Астане. В заявлении помимо Хельсинского Заключительного акта содержится также ссылка на устав ООН.
“Это новшество отвечает интересам народа Нагорного Карабаха. Дело в том, что устав ООН, который имеет приоритетную силу в системе международного права, четко выделяет право народов на самоопределение”, - добавил политолог.
А.Минасян, сославшись на 1-ую статью данного документа, в которой закреплены основные цели организации, сообщил, что в числе трех других целей (которые касаются обеспечения международного мира и стабильности, международного сотрудничества в экономических, социальных и гуманитарных вопросах), также отмечено: “Развивать дружественные отношения между народами на основе принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать соответствующие меры для укрепления всеобщего мира”.
По словам политолога, принцип территориальной целостности не имеет такого высокого статуса в уставе ООН. “И именно следствием этого является факт, что организация в момент своего формирования имела всего 52 члена, а сегодня она насчитывает 200”, - заметил он.
По словам А. Минасяна, 4-ый пункт 2-ой статьи устава ООН запрещает применение силы или угрозы силы, в том числе, в случаях, несовместимых с указанными выше целями.
“Естественно, под этим светом карабахо-азербайджанский конфликт приобретает совершенно иную интерпретацию. Если окончательное урегулирование конфликта должно состояться в соответствии с уставом ООН, это означает, что должны быть даны оценки возникновению конфликта и действиям сторон в его активной стадии, последствиям конфликта, и, в частности, факту реализации права на самоопределение населения Карабаха, а также развязанной после этого агрессии Азербайджана против НКР. Здесь уже, я думаю, можно провести прямые параллели с решением Гаагского суда по Косово, принятом в этом году”, - резюмировал наш собеседник.