Затишье перед бурей
Начало этого года в политическом плане бурным не вышло. На фоне послепраздничных событий прошлого года январь 2011-го оставляет довольно мрачное и заторможенное впечатление. Напомним, что идентичный период прошлого года был намного более насыщен событиями как на внутреннем, так и на внешнем фронте.
Центральным событием внутриполитической жизни были дополнительные выборы в парламент в 10-ом избирательном округе в Ереване. Участие в них Никола Пашиняна стало причиной активизации Армянского национального движения, в результате чего в послепраздничный период внутриполитическая жизнь стремительно активизировалась, и по этой инерции январь получился довольно горячим.
В этом году после праздников невозможно выделить какое-либо значимое событие. Более того, таковое событие не вырисовывается на политическом горизонте (если, конечно, власти не попытаются очередной громкой кадровой перестановкой придать активность политической жизни).
Внешний фронт был также более насыщен событиями. Ровно год назад Конституционный суд Армении рассматривал вопрос соответствия Конституции армяно-турецких протоколов, и думаю, нет нужды напоминать, поводом для каких информационных потоков стал данный факт (если хотите, процесс).
Отмеченные потоки, связанные в основном с армяно-турецкой нормализацией и процессом урегулирования НК конфликта, были более насыщенными также из-за беспрецедентной дипломатической активности в регионе. В эти дни премьер-министр Туции Эрдоган находился в Москве, министр иностранных дел России Лавров – в Ереване. Для целостности картины напомним, что обсуждалась также тема трехсторонней встречи президентов Армении, России и Азербайджана, которая должна была состояться 19 января 2010 года. Не переоценивая значение данных событий, всего лишь констатируем: январь 2011 не идет ни в какое сравнение с январем прошлого года.
Единственное ключевое событие первых дней января, которое, так или иначе, затрагивает политические интересы Армении – референдум в Судане. Более глубокое обсуждение данного вопроса станет возможным только после подведения итогов референдума в феврале (хотя наблюдатели сходятся во мнении по поводу возможных итогов референдума). Но уже сегодня можно констатировать ряд важных фактов: а) возможности реализации права народов на самоопределение в современном мире расширяются, что вызывает радость племен и народов, живущих под чужим игом; б) политический контур карты мира постоянно меняется, что означает, что территориальная нерушимость постепенно уступает естественным правам и требованиям людей; в) в деле преодоления конфликтов эффективно внедряется новый механизм – отсроченный референдум. Но повторим, обо всем этом более обстоятельно можно будет говорить только после подведения итогов референдума. То есть, данная тема также не угрожает «политической мрачности» этих январских дней.
Как бы то ни было. Можно сказать, что такое скучное начало года (речь о политической жизни) обещает такое же скучное продолжение. Но мы думаем, что нет. Даже наоборот, думаем, что именно для Армении год будет очень горячим, причем основная тяжесть активности придется на внутреннюю жизнь.
Причин для этого несколько:
Возможность резких изменений на внешнем фронте практически исключается. Ожидать каких-либо подвижек на армяно-турецком фронте до парламентских выборов в Турции летом этого года бессмысленно. Более того, возможна деструктивная риторика (направленная, в основном, на внутреннюю аудиторию). В этом плане уже видны первые ласточки: Эрдоган назвал чудовищным памятник, посвященный несостоявшейся армяно-турецкой дружбе. Пока непонятно, что чудовищно по Эрдогану – памятник или несостоявшаяся дружба, но факт, что с подобной риторикой на данном фронте подвижек точно не будет.
Что касается второй половины года, то развития зависят от того, какой расклад будет во внутренней жизни Турции после выборов, и какие приоритеты наметит турецкая политическая элита. Во всяком случае, трудно поверить, что в течение 2011 года вопрос армяно-турецкой (положительной) нормализации войдет во внутреннюю турецкую повестку.
Говоря о карабахском конфликте, следует отметить, что темп процесса урегулирования начал спадать уже в прошлом году, и этот спад, по сути, продолжится в новом году. Факторы, которые тем или иным способом повлияли на ускорение карабахского процесса, в 2011 году уже отсутствуют. Казахстан со своими амбициями больше не председательствует в ОБСЕ, международное сообщество, в основном, будет заниматься более актуальными проблемами (в США уже близится цикл президентских выборов, а вопросы кризиса, Афганистана и Ирака пока находятся в подвешенном состоянии, у Европы серьезные проблемы с противостоянием внутренним вызовам, в России внутриполитические и социально-экономические проблемы приобретают более острый характер), армяно-турецкий процесс уже длительное время не является фактором (в любом случае, он также внес вклад в ускорение карабахского процесса), а стороны вряд ли выступят с собственной инициативой ускорения процесса, особенно с учетом того, что в кавказских странах также внутриполитические и социально-экономические вопросы выходят на первый план.
Так что нас ждет во внутренней жизни в 2011 году? Делать однозначные прогнозы сложно, но, в любом случае, развития будут развиваться по стратегии предстоящих в 2012 году парламентских выборов. Исходя из этого, год можно условно назвать предвыборным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Политические перегруппировки, союзы, переговоры, совещания, политические инициативы, офисы на местах и пр. и пр. Одним слово, активизация внутриполитических акторов, и связанное с этим активное публичное обсуждение волнующих общественность проблем. Активизация неизбежна, но какие тенденции проявятся при этом, станет ясно, скорей всего, весной.
Следующий фактор активизации внутриполитический жизни, безусловно, это те политические инициативы, которые воплотит в жизнь руководство страны. В конце прошлого года президент республики выступил с программной, по сути, речью (на мероприятии по случаю 20-летия РПА). Решение отмеченных в выступлении проблем и вызовов запланировано с этого года. Тема телохранителей, кажется, уже находится в активной стадии обсуждения (говорят, даже решения), но в выступлении президента были отмечены намного более актуальные проблемы, решение которых будет более болезненным. А президент обещал, что не пощадит усилий для их решения.
Так что, кажущаяся скука этих дней на самом деле затишье перед бурей. Нас ожидает довольно горячая пора.