Политическая карта мира продолжает меняться
15 января в Южном Судане завершился референдум самоопределения. По предварительным данным, в голосовании приняло участие 80% жителей Южного Судана. Международные наблюдатели, число которых превысило 17 000, уже констатировали, что референдум состоялся в соответствии с международными стандартами. Таким образом, референдум можно считать состоявшимся.
Предварительные итоги референдума будут подведены 31 января, а окончательные официальные данные будут обнародованы 14 февраля. Несмотря на это, эксперты уже заверяют, что большая часть южносуданцев проголосовала за независимость. А это означает, что после подведения окончательных итогов референдума на карте мира появится еще одно независимое государство, еще раз перекроив границы постколониальной Африки.
Этa развязка, которую президент США Барак Обама оценил как важный шаг в направлении установления демократии и справедливости в Африке, на деле является результатом десятилетий борьбы и усилий, направленных на установление мира.
Борьбу за независимость Южного Судана местные чернокожие христиане начали еще с половины прошлого столетия. В результате вооруженного конфликта с 1955 по 1973 годы южносуданцы приобрели внутреннюю самостоятельность. Однако спустя несколько лет в результате деятельности исламистского правительства Судана в 1983 году южане вновь прибегли к оружию. Конфликт, продлившийся еще 20 лет, или его вооруженный этап завершился лишь в начале 21-го века. Переговоры 2003-2004 годов завершились подписанием мирного договора в 2005 году. Он предусматривал внутреннюю автономию для Южного Судана в течение ближайших 6-и лет, а по завершении данного срока в Южном Судане должен был состояться референдум, в ходе которого население само должно было решить свою дальнейшую судьбу: оставаться в составе Судана или создать собственное независимое государство.
Однако опасность того, что власти Судана провалят референдум или прибегнут к провокациям для его отсрочки, сохранялась. Тем не менее, 22 декабря 2009 года парламент Судана принял специальный закон, который установил порядок проведения референдума в 2011 году. А спустя несколько месяцев, 27 мая 2010 года президент Судана Омар аль Башир, который имеет проблемы с международным сообществом из за гуманитарной катастрофы в Дарфуре, во время своей очередной инаугурации заявил, что референдум в Южном Судане состоится в сроки, предусмотренные мирным договором.
Несмотря на эти заверения даже в преддверии референдума опасения международного сообщества сохранялись. «Международное сообщество решительно настроено на то, чтобы обеспечить выполнение всеми сторонами в Судане взятых на себя обязательств. Мы знаем, что там есть те, кто может попытаться сорвать голосование. Избирателям должен быть предоставлен доступ на участки для голосования... Всем сторонам следует воздерживаться от подстрекательской риторики или провокационных действий, которые могут вызвать напряженность», - предупредил в своей статье от 9 января Барак Обама.
Такое беспокойство президента США по поводу референдума в Судане довольно примечательно. Конечно, международное сообщество никогда не оставляло без внимания ключевые события в том или ином регионе. И на этот раз, например, соответствующее заявление распространили госсекретарь США Хиллари Клинтон министр иностранных дел Соединенного Королевства Уильям Хейг, министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар и другие. Но та форма проявления своего отношения, которую избрал президент США, подсказывает, что событию придается особое значение. По сути, таким образом, Б. Обама дает понять о своем внимании и принципиальной позиции по данным проблемам.
А словарный запас, используемый президентом США в его статье, дает возможность сделать серьезные выводы о подходах данной страны. По определению Обамы, успешное проведение референдума станет свидетельством прогресса Африки в установлении демократии и справедливости. Это означает, что администрация США рассматривает возможность реализации права народов на самоопределение как необходимое условие установления демократии. Думаем, не следует недооценивать ценность данного подхода. С другой стороны примечательно связывание понятий демократия и справедливость.
Мы не сомневаемся, что на данную статью Обамы будут ссылаться постоянно в контексте конфликтов в разных уголках мира и препятствий, создаваемых на пути реализации права народов на самоопределение. Очевидно, что голосование в Южном Судане, и отношение международного сообщества к этому станут в определенном смысле прецедентными. Если дать общую оценку, проблема находится в следующей плоскости: в 21-ом веке приоритетом номер один является защита прав человека, в том числе, права народов на самоопределение. И ничто, и никто не должны мешать реализации этого права.
Вернувшись к Судану, следует констатировать, что международное сообщество приложило усилия, чтобы действительно не было никаких препятствий в вопросе реализации этого права. Приведем лишь один пример: создана возможность для участия в референдуме неграмотного населения Южного Судана, которое составляет 90%. Для них подготовлены специальные бюллетени с картинками: открытая ладонь – символ независимости и рукопожатие – символ единства Судана.
Как мы уже отметили, население Южного Судана предпочло открытую ладонь, и тем самым еще раз подтвердило: ничто в этом мире не вечно, в том числе, государственные границы. В противовес всем утверждениям об их нерушимости, границы, на самом деле, имеют тенденцию меняться, просто это должно происходить по демократическим и справедливым правилам.