С.Минасян: Доклад МКГ лишь фиксирует синдром «Песочных часов» для Азербайджана в НК конфликте
Политолог Сергей Минасян ответил на вопросы Panorama.am о докладе Международной кризисной группы.
Как вы оцениваете новый доклад МКГ по ситуации в карабахском конфликте? Насколько вероятно возобновление боевых действий в зоне конфликта, как это утверждают аналитики МКГ?
-Начнем с того, что доклад Международной кризисной группы достаточно запоздал. Примерно на полгода. Потому что после такого количества прямых угроз о готовности возобновить боевые действия в Нагорном Карабахе, которые звучали из уст президента И.Алиева и других представителей военно-политического руководства Азербайджана со второй половины 2010 г., любой себя уважающий руководитель государства обязан был начать войну. Однако этого в прошлом году не произошло, и тем более не произойдет в обозримом будущем.
Вероятность возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе по состоянию на февраль 2011 г. значительно меньше, чем даже это было в августе 2010 г. Это связано и с сохраняющимся в зоне конфликта военно-техническим балансом (о чем, кстати, сами аналитики МКГ пишут в своем докладе), и невозможностью достижения сторонами блицкрига – быстрого успеха в случае возобновления боевых действий (что также неоднократно подчеркивается экспертами Кризисной группы), а также – с бескомпромиссной позицией международного сообщества, не допускающего даже мысли о возобновлении боевых действий, что достаточно очевидно было продемонстрировано во время Астанинского саммита ОБСЕ в начале декабря 2010 г.
Таким образом, несмотря на то, что факты в самом тексте свидетельствует об обратном (достаточно детально анализируется военный потенциал сторон и утверждается о невозможности легкого блицкрига), авторы доклада сознательно приводят аргументы о якобы скором возобновлении боевых действий, однако «забывая» при этом также добавить хотя бы один логический аргумент о том, почему эта война все же не может начаться.
Впрочем, это не новый для аналитиков МКГ подход. Еще начиная еще с 2006 г. эта организация в своих нескольких карабахских докладах утверждала о том, что боевые действия начнутся потому, что Азербайджан, обогатившись от продажи энергоресурсов, начнет войну. Затем, наоборот, они стали утверждать, что когда к 2013 -2014 гг. начнут сокращаться доходы от нефти, теперь уже «бедный» Азербайджан начнет войну, чтобы избежать внутриполитических потрясений. Ну а в этом докладе аналитики МКГ уже утверждают, Азербайджан начнет боевые действия еще и потому, что сам себя загнал в угол воинственными заявления, а также потому, что время в карабахском конфликте уже работает против Ильхама Алиева.
-Однако аналитики МКГ утверждают, что есть опасность того, что боевые действия могут возобновить в результате случайных столкновений на линии соприкосновения сторон, которые могут перерасти в полномасштабные военные действия?
Друг другу противостоят регулярные вооруженные силы всех трех сторон конфликта, находящиеся под полным контролем своего политического руководства, а не разрозненные партизанские формирования во главе с полевыми командирами. За последние несколько лет неоднократно фиксировались достаточно крупные инциденты на линии фронта (как например, в марте 2008 г. у села Леонарх или летом 2010 г.), которые могли бы стать полноценными поводами для возобновления боевых действий, однако таковыми не стали. Боевые действия в зоне карабахского конфликта могут возобновиться лишь при принятии руководством одной из конфликтующих сторон осознанного политического решения о ее начале, а не быть результатом какой либо случайности. А стороны конфликта пока еще отдают себе отчет в том, что возобновление боевых действий будет иметь катастрофические последствия для ее инициатора, с учетом сдерживающей силы большого количества вооружений и военной техники, находящейся у конфликтующих сторон, и не дающей надежды на быстрый успех.
Более того, аналитики МКГ сами отмечают о сдерживающей силе ответных ракетно-артиллерийских ударов карабахской и армянской армий, которые могут нанести неприемлемый ущерб основным политическим, экономическим и инфраструктурным объектам Азербайджана, а также привести к столь большим жертвам и материальным потерям, которые намного будут превышать все те выгоды, которые Азербайджан даже гипотетически мог бы ожидать в случае возобновления боевых действий.
-Какова в целом объективность доклада, по вашему мнению?
-Наряду с проделанной достаточно добросовестной работой по сбору большого количества фактического материала, есть моменты, которые, к сожалению, свидетельствует или о пристрастности некоторых экспертов МКГ, или, что еще хуже, о недостаточно профессиональном подходе авторов доклада. Чего только стоит анекдотичный пересказ в тексте доклада цитат от азербайджанских пропагандистов о том, что в ходе инцидента от 18 июня 2010 г. якобы всего лишь один азербайджанский солдат убил чуть ли не десятки армянских солдат или же утверждения о том, что раскопки армянских археологов в Нагорном Карабахе также усиливают вероятность возобновления боевых действий. В докладе также содержится призыв преимущественно к России прекратить поставки вооружений в зону конфликта, но авторы доклада почему-то забывают отметить о том, что в реальности основными поставщиками вооружений – преимущественно главному инициатору гонки вооружений – Азербайджану, являются в первую очередь член НАТО Турция, ряд других восточноевропейских стран, а также Украина и Израиль. Ну и наконец, само название доклада также не вполне соответствует реальному трехстороннему формату военно-политического баланса в зоне карабахского конфликта.
-Аналитики МКГ утверждают, что статус-кво противоречит интересам Азербайджана. Какова реальность этого фактора и соответствует ли это действительности?
-Да, действительно, в докладе МКГ отмечается, что статус-кво не соответствует интересам Азербайджана и что время, фактически, работает против него. Также, по расчетам авторов доклада, к 2014 г. ожидается скорое снижение доходов от продажи энергоресурсов при нереализованных обещаниях Ильхама Алиева в карабахском конфликте, а пролонгация конфликта негативно сказывается на его позициях и восприятии со стороны азербайджанской общественности. Как отмечают эксперты МКГ, в настоящее время лишь 15% населения Азербайджана верят в реальность возобновления боевых действий в зоне карабахского конфликта. Это является весьма наглядным показателем, как и то, что в Азербайджане сейчас явственно проявляется так называемый феномен «песочных часов», где каждый день лишь усиливает осознание невозможности возвращения Нагорного Карабаха.
А своими продолжающимися воинственными и бескомпромиссными заявлениями Азербайджан сам себя загоняет в угол и лишь усиливает ситуацию статус-кво.
Фактически, главным результатом военных угроз со стороны азербайджанского руководства в 2010 г. стала девальвация самого ресурса военного шантажа со стороны Азербайджана в переговорном процессе (когда слишком много угрожаешь войной, в это вскоре перестают серьезно верить). Одновременно безрезультативная военная риторика Азербайджана поспособствовала логическому ужесточению армянской позиции в переговорном процессе и развязала руки армянскому руководству (которое уже с трибуны ОБСЕ открыто заявило о своей готовности признания независимости НКР), на что у международного сообщества не оказалось уже никаких контраргументов.
Кстати, в этом плане есть достаточно заметная тенденция в работах аналитиков МКГ, которая свидетельствует о том, что эксперты этой достаточно авторитетной международной организации реально оценивают ситуацию в зоне конфликта. Если раньше МКГ утверждала о том, что для недопущения боевых действий карабахская сторона должна пойти на сдачу каких либо территорий, то в нынешнем докладе этого пункта уже нет, и эксперты организации лишь призывают международное сообщество оказать более предметное давление на конфликтующие стороны для отвода снайперов и принятия неких общих принципов урегулирования, которые фактически будут являться своеобразным пактом о ненападении и действительно снизят напряжение в зоне конфликта.