CPJ: Основа авторитарной власти Азербайджана - подавление независимой журналистики
Авторитарное правительство президента Ильхама Алиева использовало тюремное заключение и атмосферу безнаказанности для подавления независимой журналистики. К такому выводу пришел Комитет по защите журналистики (Committee to protect journalists) на основе исследований, проведенных в Азербайджане.
Как пишет CPJ, Алиев использовал обширные запасы нефти и газа в стране, чтобы сталкивать конкурирующие интересы России и Турции, традиционных партнеров Азербайджана, с интересами новых союзников, таких как Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки.
На протяжении всего года американские и европейские лидеры добивались расположения Алиева в надежде на строительство трубопровода, по которому азербайджанский газ из Каспийского моря будет направляться через Турцию на остальную часть континента. Этот шаг лишил бы Россию контроля над экспортом газа в Европу. Но российские лидеры приняли ответные меры и подписали с Алиевым договоры, предполагающие фактическую скупку излишков азербайджанской нефти и газа. Это дипломатическое соперничество поддержало экономику Азербайджана во время мирового экономического кризиса и позволило стране игнорировать обвинения западных критиков в нарушениях прав человека и свободы прессы.
Комитет отмечает, что в Азербайджане с 2007 года продолжает оставаться за решеткой Эйнулла Фатуллаев, который расследовал совершенное в 2005 году убийство своего руководителя и наставника Эльмара Гусейнова. Фатуллаев утверждал, что убийство Гусейнова было заказано высокопоставленными бакинскими чиновниками.
В марте 2010 года Европейский суд по правам человека в Страсбурге постановил немедленно освободить Фатуллаева, так как правительство Азербайджана нарушило его права на свободу выражения, справедливое судебное разбирательство и презумпцию невиновности. Но азербайджанские власти сфабриковали дополнительные обвинения против редактора. В июле Гарадагский районный суд в Баку приговорил Фатуллаева еще к двум с половиной годам тюремного заключения за то, что в его камере якобы был обнаружен героин. На основании слов Фатуллаева и длительного преследования редактора со стороны властей, КЗЖ пришел к заключению, что обвинение в хранении наркотиков было безосновательным. Комитет министров Совета Европы, который наблюдает за выполнением решений Страсбургского суда, сделал Баку выговор за невыполнение постановления об освобождении Фатуллаева.
Сторонники Фатуллаева подверглись агрессивному преследованию после того, как в марте находящийся в заключении редактор обнародовал заявление, в котором открыто обвинил сотрудников Министерства национальной безопасности (МНБ) в организации убийства Гусейнова. В отместку за публикацию заявления Фатуллаева журналистов начали вызывать в бакинское отделение МНБ. По сообщениям в прессе, в МНБ был вызван директор информационного агентства «Туран» Мехман Алиев, редактор газеты «Ени мусават» Рауф Арифоглу, репортер еженедельной газеты «Нота бене» Фарамаз Новрузоглу и руководитель бакинского бюро финансируемого правительством США Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) Хадижа Исмаилова.
Исследования Комитета показали, что азербайджанские власти регулярно прибегают к уловкам, чтобы задерживать и сажать журналистов. Правительство продолжало жестко контролировать восемь национальных и четырнадцать областных телевизионных станций. Все девять членов Национального совета по телевидению и радиовещанию (НСТР) назначаются президентом. Совету удалось удержать вещательные СМИ в основном в руках союзников Алиева. НСТР по-прежнему не разрешал Би-Би-Си, финансируемым правительством США радиостанции «Голос Америки» и РСЕ/РС вещать на частотах FM в Азербайджане.
Согласно CPJ, журналисты в Азербайджане работали в атмосфере безнаказанности, поскольку власти не расследовали случаи нападения на прессу. По сообщению информационного агентства «Туран», 28 июля группа неизвестных людей напала на репортера газеты «Ени мусават» Эльмина Бадалова и заместителя редактора газеты «Милли йол» Анара Герайлы, когда они пытались сфотографировать роскошную виллу в пригороде Мардакана, владельцем которой по слухам является министр транспорта Зия Мамедов. По сообщениям СМИ, нападавшие, которые оказались телохранителями Мамедова, сломали нос Бадалову и разбили его фотокамеру, но к ответственности привлечены не были. Официальных объяснений не последовало.
Ситуация в Нахичеване такая же: небольшая группа независимых журналистов попыталась сделать репортаж о коррупции в правительстве и подавлении выступлений несогласных граждан в этом доведенном до нищеты регионе. По сообщениям РСЕ/РС, в январе полиция целую неделю не пускала журналистов в поселок Бананьяр после массовой расправы над жителями поселка, протестовавшими против закрытия киосков, в которых они покупали и продавали продукты.
«На критику международной общественности за гонения на свободную прессу правительство нередко отвечало усилением давления на тех, кто фиксировал эти проблемы. По сообщениям местной прессы, 21 июля в полицию был вызван сотрудник бакинского Института прав СМИ Халид Агалиев, где его допросили в связи с недавним репортажем о свободе прессы и посоветовали стараться не наносить ущерб имиджу Азербайджана», - пишет Комитет по защите журналистики.