Три года правления Сержа Саргсяна
Завтра 9 апреля исполняется 3 года правления Сержа Саргсяна в качестве президента Армении. Это хороший повод для того, чтобы подвести итоги прошедшего периода, поговорить о вызовах и их решениях.
Для того, чтобы зафиксировать достижения и упущения Сержа Саргсяна за три года правления, в первую очередь, необходимо уточнить, какие вызовы стояли перед третьим президентом РА во всем временном разрезе.
При рассмотрении в долгосрочном разрезе становится очевидным, что третий президент РА должен был осуществить масштабные реформы. Это не является армянской закономерностью и присуще всем государства. В любой стране смена элиты осуществляется по определенной логики, согласно которой реформаторов заменяют так называемые стабилизаторы, стабилизирующие деятели, давая возможность системе, обществу переварить осуществленные реформы, а созданным институтам состоятся и начать действовать.
Примеры многочисленны. Но впечатляет пример Польши, когда на посткоммунистическом этапе команду реформаторов Леха Валенсы сменила команда левого толка Александра Квасьневского, которые сделали паузу, а сменившие их Качиньские дали новый заряд реформам, в результате которого страна присоединилась к членству в НАТО и Евросоюзу. Беря в расчет разницу, обусловленную отличием режимов, можно заметить, что та же самая логика действует и в других странах – Украине, России, Грузии. Не является исключением и Армения. И с этой точки зрения, очевидно, что кто бы ни был третьим президентом РА, должен был выступить с позиций масштабных изменений. И если ретроспективно просмотреть предвыборную программу 2008 года кандидата в президенты Сержа Саргсяна, становится очевидным, что представлен именно такой политический подход.
В чем заключается необходимость реформ, и каков удачный опыт зарубежья? В постсоциалистических странах реформы первого поколения предполагали одно: внедрение институтов, характерных для демократических систем и рыночных экономик. С переменным успехом эти реформы были реализованы во всех странах, и, как правило, со стороны сил, придерживающихся либеральной идеологии. Армения, естественно, не стала исключением, и реформы были осязаемы: приватизация земли, производственных мощностей и инфраструктур, создание частной собственности, внедрение институтов выборов, независимых судебных органов, органов местного самоуправления, кондоминимумов и пр.
На втором этапе, который практически во всех странах сопровождался приходом к власти левых сил (в основном, бывших коммунистических функционеров), темп реформ значительно замедлился, вплоть до полной остановки. Внедренные оболочки, формы (речь об институтах) стали постепенно заполняться содержанием. Амплитуда эффективности, безусловно, велика, сложно сравнить выборы в Армении с выборами в Польше или Чехии. Но факт остается фактом, на этом этапе был внедрен и состоялся институт выборов. А проблемы связаны не с самими выборами, а с их осуществлением. То же касается и всех остальных институтов. Здесь, прежде чем идти дальше, следует сделать одно замечание. Стабилизаторы как политическое сословие были исторической необходимостью во всех странах, и то, что Армения в этом плане не исключение, можно считать позитивным явлением независимо от оценки обществом результатов их правления.
Между тем, оценка общества, как правило, отрицательная. И именно поэтому возникает необходимость новых реформ. Реформ, смысл которых в одном предложении можно выразить следующим образом: равная доступность системы, институтов, социальных услуг и благ для всех членов общества. В политическом и политологическом лексиконе это называется реформы второго поколения. На улице и в массовой политике это, как правило, обозначается одним словом – справедливость.
Если мы рассмотрим три года президентства Сержа Саргсяна с применением означенного выше инструментария, станет ясно, что третий президент должен был представить обширную программу реформ (если вспомнить предвыборную кампанию 2008 года, то увидим, что два основных претендента предлагали одно и то же, просто один говорил программным языком, другой разговаривал с улицей). Все это было сформулировано как предвыборной программе С. Саргсяна, так и в ряде программных выступлений в ходе пребывания на посту, и среди них самым важным, безусловно, было выступление на праздновании 20-летия Республиканской партии.
Мишени реформ были зафиксированы еще в 2008 году, и с этого момента они упоминались и акцентировались не раз – коррупция, верховенство закона, установление правил игры (во всех сферах деятельности общества от бизнеса до выборов).
И сегодня, задолго до завершения президентского цикла, можно констатировать, что эти реформы не только были обещаны, но и, несмотря на то, что остаются незамеченными, набирают обороты. Приведем несколько примеров: правительство задействовало несколько масштабных программ по обеспечению доступности кредитов («Доступное жилье молодым», кредитование сельского хозяйства и пр.), для установления верховенства закона и борьбы с коррупцией осуществлено множество изменений (в определенных сферах – дорожная полиция, паспортные отделы, кадастр и пр. они уже видны, сегодня находятся в процессе реформы пенсионной сферы, и их результаты станут видны уже в будущем году), во многих сферах уточнены правила игры (дорожное движение, торговля и пр.), изменения и сдвиги налицо в налоговой, таможенной отраслях, сферы здравоохранения и образования. Все не перечислить.
Одним из основных достижений является реформа Избирательного кодекса и оздоровление политической культуры. Это параллельные процессы, и они и сегодня остаются на повестке. В этом плане ключевым шагом, который можно считать большим достижением, является процесс уточнения правил игры между политическими силами, который в одном из лагерей, во властной коалиции можно считать завершенным.
Что касается краткосрочного разреза, то основных вопросов в этом плане было два. Преодоление раскола общества в результате выборной компании 2008 года и решение социально-экономических проблем, обусловленных мировым кризисом. Можно давать различные оценки и делать комментарии, но фактом является то, что с 2008 года с политической точки зрения, несмотря на потенциал столкновений, напряженность постепенно спала, и были созданы серьезные предпосылки для всеобъемлющего диалога. Результаты, связанные с социально-экономической ситуацией также осязаемы: главная проблема – казавшаяся неизбежной в условиях беспрецедентного упадка социальная катастрофа не разразилась, и ситуация осталась сравнительно стабильной.
Тем самым, подводя итоги трех лет правления Сержа Саргсяна, необходимо зафиксировать, что он начал и продолжает свою миссию, ту миссию, которая продиктована закономерностями общества и развития государственности. А о конкретных результатах можно будет говорить лишь по завершении всего президентского цикла. Ведь главное впереди: пока большое количество проблем нуждается в разрешении, и главное заключается в том, что их и их решение четко сформулировано именно президентом.
P.S. Нельзя не заметить, что в определенных случаях реформы во внутренней жизни страны иногда переводились на второй план, что объясняется насыщенностью внешнеполитических повесток и сверхзагруженностью руководителя страны в данном направлении. Последствием стало то, что с точки зрения внешней политики результаты более ощутимы, и мы обратимся к ним впоследствии.