В преддверии парламентских выборов идут серьезные реформационные процессы
Развитие взаимоотношений между властью и Армянским национальным конгрессом в последний период позволили части общества сделать вывод, что между АНК и властью начался диалог. Это, безусловно, не единственная оценка, есть люди, которые говорят о простой сделке, есть и такие, кто обвиняет оппозицию в «пораженчестве».
Начнем с того, что обе стороны (власть, АНК) делают шаги, которыми, образно говоря, признают друг друга, то есть, есть определенный процесс двусторонней легитимации. В армянской действительности это важно хотя бы потому, что не имеет аналога.
Следует отметить, что до 2007 года в Армении не было оппозиции в классическом понимании. В то время какими-то действиями о себе напоминали объединенные вокруг председателя Народной партии Степана Демирчяна силы, которые на пороге парламентских выборов 2007 года уже потеряли влияние. И сегодня АНК в лице его лидера совершает серьезный шаг на пути превращения из простой силы в силу политическую, что, бесспорно, имеет огромное значение в плане стабилизации политической системы.
Что касается заявлений о диалоге, следует отметить, что этот процесс начался еще в 2008 году, когда 2 октября президент Армении Серж Саргсян обратился с посланием к народу и Национальному собранию.
«Мы должны повысить роль политических партий, политических институтов в деле развития нашей страны. Спустя 17 лет после приобретения независимости нам еще предстоит пройти колоссальный путь для становления современного политического поля. И в качестве первого вклада в это дело я намерен инициировать периодические тематические консультации по стратегическим и жизненно важным вопросам и пригласить руководителей партий».
Мессиджи главы республика не остались безответными, и в своей речи на митинге 1 марта 2009 года в первый президент Армении заявил:
«Настало время, чтобы она (власть) кардинально изменила свои подходы и методы, и вместо того, чтобы говорить с народом на языке дубинки, попыталась говорить на совершенно ином, принятом в цивилизованном мире языке, что не может быть не воспринято и не оценено народом по достоинству. Настало время, поскольку к политическому напряжению грозит прибавиться социальное в связи с финансово-экономическим кризисом и резким падением жизненного уровня населения».
Лидер АНК выразил свою готовность переместить процессы в совершенно иную плоскость, в которой стороны взаимно признают легитимность друг друга.
Но в процессе наметилось замедление после выборов в Совет старейшин Еревана, когда АНК внезапно заявил, что рассматривает эти выборы в качестве «второго этапа» президентских, фактически совершив возврат к политике силового давления. После этого отказ АНК от мандатов Совета старейшин стал уже техническим вопросом.
Время диктовало свою логику. 28 ноября 2009 года на 12-ом съезде Республиканской партии президент Армении сделал новый шаг: «Мы тверды в реализации провозглашенных нами целей, но мы умеем также слушать и учитывать звучащие предложения и критику. Мы тверды, но и гибки». Затем в конце 2010 года в своей по сути программной речи в ходе торжеств по поводу 20-летия Республиканской партии президент сказал: «Всегда надо помнить, что оппозиция – это богатство нашей страны и нашего политического поля, один из важнейших стимулов нашего развития, а объединенная вокруг идей «во имя» и хорошо организованная оппозиция является просто везением. Прекрасно, что в нашей стране есть такая оппозиция, и она укрепляется».
В данном случае лидер АНК, по сути, не мог оставить безответными звучащие с другой стороны сигналы. Остальное известно.
Сегодня уже очевидно, что в преддверии парламентских выборов 2012 года идут серьезные реформационные процессы, и есть все основания полагать, что они получат продолжение в ходе парламентских выборов.