Официальная историография Турции основана на большой лжи. Интервью с Фетхие Четин
На днях Армению посетила известный турецкий писатель, публицист и юрист Фетхие Четин, которая презентовала армянским читателям свою вторую книгу «Внуки». Ее первая книга - «Моя бабушка» рассказывает о жизни бабушки Сехер, урожденной Герануш Катарян, которая долгое время скрывала свое армянское происхождение. Только под конец жизни она рассказала внучке, что она армянка и до 1915 года была христианкой.
В Ереване Фетхие Четин дала эксклюзивное интервью информационному сайту Ermenihaber.am.
-Что вы почувствовали, когда узнали, что являетесь внучкой обращенной в мусульманство армянки.
- Первое, что я почувствовала, это «внутренний протест». Протест против той лжи, которой нас учили, чтобы скрыть правду. Я ощутила сильный гнев. Мне все время хотелось выбежать на улицу и закричать: «Нас обманули, нам не сказали правду!». Это была необъяснимая боль. В то же время меня охватил стыд. Как человеку мне стало стыдно за невероятное обхождение, чудовищный акт одного человека в отношении другого. Мне стало стыдно также за то, что мою истинную идентичность подменили.
-На днях в Ереване состоялась презентация вашей второй книги «Внуки». О чем она?
- В 2004 году в Турции вышла в свет моя первая книга - «Моя бабушка». После ее выхода в свет множество людей связались со мной и рассказали истории своих бабушек и дедушек. Каждая из этих историй доказывала, что официальная историография Турции основана на большой лжи. Помимо этого книга вызвала большой интерес читателей. Многие просто желали знать, что было на самом деле в 1915 году. Вместе с Айше Гюль Алтына мы решили собрать эти истории в одну книгу. В нее вошли только истории тех, кто дал согласие на публикацию. К сожалению, из-за существующего годами табу и страха не все дали на это согласие.
-Кроме литературы вы занимаетесь также адвокатской деятельностью. Вы участвуете в судебном процессе по делу Гранта Динка. Какие у вас ожидания от этого процесса?
- Еще я являюсь адвокатом газеты «Агос» и Фонда имени Гранта Динка. Несмотря на то, что после убийства Г. Динка прошло четыре года, есть повышенное общественное требование наказать преступников, и есть множество доказательств, но, к сожалению, организаторы пока не раскрыты. Короче говоря, есть доказательство, есть документы, есть свидетель, но нет воли к расследованию всего этого. Наоборот, уже принято четкое решение, как должен быть завершен судебный процесс. Между тем, общество требует наказать истинных убийц. И это мощное требование. «Нити» убийства Гранта Динка ведут к государственным чиновникам, и это видят все. По всей вероятности, этот процесс будет завершен в рамках, очерченных государством. Но этот суд стал поводом, чтобы в Турции вспомнили о совершенных ранее и нераскрытых до сих пор убийствах, чтобы они стали предметом исследования. Как бы ни завершился суд, процесс продолжится, и все виновные и прикрывающая эти преступления система попадут под расследование. Судебный процесс по делу Динка станет поводом для того, чтобы встать лицом к истории.
-Есть ли в Турции общественное требование наладить отношения с Арменией?
-Я не могу сказать, что есть серьезное требование, но, в то же время, не могу сказать, что есть серьезное сопротивление этому. На самом деле государственная политика и общественное требование никак не связаны. Нормализация отношений требует искренней воли и немного смелости. Существующая политика, по-моему, лишена этой воли и смелости. Единственное, что вселяет надежду – на глубинном уровне быстрыми темпами продолжается здоровая нормализация.
Интервью Астгик Игитян
Перевод Panorama-am