Побежденный не диктует условий
Азербайджанский информационный сайт «1ньюз.аз» опубликовал редакционную статью по поводу довильского заявления президентов стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и реакции министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна.
Напомним, что министр иностранных дел Армении сказал следующее: «Армения дала четкий ответ на последний вариант базовых принципов, предложенных сопредседателями в качестве основы для переговоров. Если Азербайджан даст свое однозначное согласие, то появится возможность в процессе урегулирования зарегистрировать прогресс».
Аналитики азербайджанского сайта охарактеризовали данное заявление как «демагогическое», так и не поняв, что в нем дано согласие принять мадридские принципы в качестве основы для переговоров (более того, это согласие дается не впервые, и армянская сторона говорит об этом на самом высоком уровне уже больше года). Азербайджанские «аналитики» восприняли это заявление по своему, и заявили:
«Азербайджан принял обновленные мадридские принципы через неделю после поступления к нему предложений посредников и во всеуслышание заявил об этом всему миру».
Мало-мальски осведомленный в переговорном процессе человек может констатировать, что у автора данного утверждения потеря временной памяти. Что означает обновленный документ, когда в довильском заявлении содержится четкая ссылка на конкретный документ – вариант, рассмотренный 5 марта в Сочи?
Конечно, содержание данного документа неизвестно широкой общественности, но очевидно одно: посредники впервые на высочайшем уровне ссылаются на конкретный документ, на конкретное место и время его обсуждения, и впервые они рассчитывают, что в ходе следующей встречи стороны его согласуют. О чем говорит азербайджанская агитмашина, о каком «обновленном документе», и какой неделе, когда с момента принятия довильского заявления неделя еще не прошла?
Специально для них процитируем заявление президентов:
В результате усилий, прилагавшихся сторонами, а также на всех уровнях странами-сопредседателями, достигнут значительный прогресс. Последняя версия Основных принципов, обсуждавшаяся в Сочи 5 марта с.г., закладывает справедливую и сбалансированную основу для подготовки всеобъемлющего мирного урегулирования. Этот документ, базирующийся на Хельсинкском Заключительном акте и элементах, очерченных в наших совместных заявлениях, принятых в Аквиле в июле 2009г. и Мускоке в июне 2010г., дает возможность сторонам преодолеть нынешнее неприемлемое положение дел».
То есть, ожидается, что азербайджанская сторона отзовется именно на этот призыв, а не будет разглагольствовать об «обновленных документах».
Авторы той же статьи пошли еще дальше, установив своеобразный индикатор принятия предложения посредников. «Если Армения приняла эти предложения, то почему она не выводит войска из 7 районов вокруг Нагорно-Карабахского региона и не открывает возможность для вынужденных переселенцев вернуться в свои дома?»
В данном утверждении явно просматривается логическое противоречие. Дело в том, что конфликты решаются при готовности обеих сторон к достижению согласия и выполнению предусмотренных действий. История не знает примеров, когда сторона, развязавшая войну и проигравшая ее, для ведения переговоров выдвигала предусловия по поводу односторонней ликвидации последствий ее поражения (войны). В Азербайджане, наверное, не в курсе, но побежденный не диктует условий.
В том, что для урегулирования конфликта мы будем иметь дело с ликвидацией последствий войны, никто не сомневается. Но и никто не сомневается в том, что решение этих проблем последует вслед за соглашением, а не предварит его. Говоря соглашение, мы имеем в виду не только принятие базовых принципов, но подписание большого Договора о мире, в котором детально будут расписаны уступки двух сторон, ход и график их реализации.
А если речь всего лишь о доброй воле, то есть прекрасные поводы и возможности для ее обоюдной демонстрации. Самой актуальной возможностью, безусловно, является отвод снайперов с линии соприкосновения. Но у азербайджанской стороны, непонятно почему, это предложение вызывает смех. По поводу ликвидации последствий конфликта нет никаких проблем. В качестве проявления собственного конструктивизма и шага, направленного на укрепление атмосферы доверия, азербайджанская сторона могла предпринять показательный односторонний шаг, скажем, восстановить армянское кладбище Джуги или выплатить компенсации семьям убитых в Сумгаите и в Баку армян.
Вернемся к предложению посредников и реакции сторон. То, что армянская сторона приняла его на высочайшем уровне и дала свое согласие, более не является предметом обсуждения. Это факт. А какова реакция официального Баку? После недолгого поиска в интернете можно найти многочисленные заявления Ильхама Алиева о том, что «предложения, по большей части приемлемы для Азербайджана, за исключением…».
По всей вероятности, в Азербайджане так и не поняли многочисленные заявления посредников о том, что «не согласовано ничего, пока не согласовано все». То есть, «за исключением» - это уже отклонение предложения.
Конечно, в Азербайджане долгое время делали вид, что эти призывы они не понимают, но в конце прошлого года на саммите ОБСЕ в Астане госсекретарь США Хиллари Клинтон разъяснила на предельно доступном языке: «Карабахский конфликт должен быть урегулирован на основе принципов неприменения силы или угрозы силы, территориальной целостности, и самоопределения народов, а также 6-и элементов, объявленных президентами США, России и Франции в л'Аквиле и Мускоке. Эти принципы составляют единое целое, и любая попытка преподнести один из них как превалирующий неконструктивна и не способствует процессу урегулирования».